en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
На границе природного и цифрового. Куратор Александр Буренков рассказывает о выставке «Инновации»
До 12 мая в Российской государственной библиотеке можно посмотреть выставку номинантов премии «Инновация». Мы узнали у куратора о концепции выставки и некоторых работах.
Все новости

Главная библиотека страны и побег из реальности


Выставка «Инновации» в этом году посвящена архивированию художественных проектов и знаний. Не случаен выбор площадки: главная библиотека страны, одна из крупнейших в мире, которая аккумулирует массив знаний на 367 языках мира на всех типах носителей — от рукописей и изобразительного материала до цифровых книг и электронных географических карт. Параллельная площадка выставки встраивается в концепцию – впервые в России это сайт, который начал работать в день открытия выставки. 


«Большей частью «сбежав» из реальности в «облако», выставка неминуемо поднимает вопрос о том, где заканчивается художественная работа и начинается ее документация, и каким образом проект может продолжать свою жизнь после завершения — онлайн и офлайн, — говорит Александр Буренков. — В мире, пронизанном онлайн-сетями, коммуникациями и визуальными блогами, документация художественных работ приобретает другую степень видимости и узнаваемости, распространяясь по новым для себя каналам дистрибуции. Максимальная мобильность и репродуцируемость являются неотъемлемыми условиями существования искусства сегодня».

Слово куратору: инновативность как ключевой фактор в оценке художественных проектов

Помимо очевидной миссии «Инновации» — поддержка авторов, работающих в области современного искусства, выявление важнейших художественных достижений и привлечение к ним внимания широкой общественности — премия также направлена на выявление инновационных процессов в художественном образовании и искусстве.

_MG_5971 copy.jpg

Егор Федоричев, «Складка на занавесе»

Термин «инновация», ставший уже привычным для современного человека, как правило, связывается в нашем сознании с исследованием процессов, происходящих в науке и технике, в образовании и обществе. Инновации, или, другими словами, нововведения, обновления, характерны для развития искусства на всём протяжении его истории, они затрагивают тематику, технологию, технику создания произведения, способы художественно-образного решения. Современное состояние культуры с новыми технологическими и научными вызовами делает инновативность в искусстве ключевым критерием при оценке художественных проектов.

Государственная библиотека имени В. И. Ленина в СССР была задумана именно как дворец знаний, храм науки, и впервые за свою почти вековую историю открыла двери настолько масштабной интервенции современного искусства, став на один месяц хранилищем передового художественного знания. Современные художники (в том числе и большинство участников выставки) в своих практиках постоянно обращаются к сфере естественно-научных знаний, научному исследовательскому подходу, занимаются производством знания о современном мире и формирующих его процессах.


О работах номинантов

Илья Федотов-Федоров в «Инстинкте сохранения» использует элементы архива, музейный формат показа и инструментарий научных исследований: изображения биологических процессов и форм от клеточного строения до среды обитания, языковые особенности и способы фиксации (формулы, схемы и так далее), методологические принципы и тип репрезентации (энтомологические коллекции, картотеки). С их помощью он выявляет субъективную природу познавательного процесса и механизмы восприятия и описания окружающего мира в соответствии с тем языком, которым владеем.

_MG_5997 copy.jpg

Илья Федотов-Федоров, «Инстинкт сохранения»

Кирилл Савченков в проекте Office of Sensitive Activities / Applications Group, представленном на выставке взаимодействием перформеров с посетителями библиотеки, проводит исследование системы ориентирования и выживания человека в противоречивой среде кризисов, глобальной нестабильности и возможных условиях постчеловеческого будущего. Он конструирует единую инсталляцию, которая становится учебным центром, где образование рассматривается как единство физических и коммуникативных практик, научных и псевдонаучных дисциплин — от космологии и криптозоологии до паравоенных и медитативных практик.

Художественные практики проекта «Журнал наблюдений» Сергея Кищенко посредством междисциплинарного эксперимента приводят к переосмыслению: разбирая явления на составные части, преобразуя их, художник расширяет границы их восприятия. Художественный проект, начавшийся в 2014 году с исторического исследования, продолжился как символическая реконструкция событий семидесятилетней давности, которая основана на научной работе Николая Вавилова. Это история спасения коллекции семян во время Блокады Ленинграда, собранных великим ученым и специалистами Всесоюзного института растениеводства СССР, и судьбы части коллекции семян, захваченных нацистами на оккупированных территориях и легших в основу экспериментальных посевов Института генетики растений СС в Австрии.

_MG_5941 copy.jpg

Сергей Кищенко, «Журнал наблюдений»

Открытие «Инновации» в онлайн- и физическом пространствах

В продолжение общей идеи на открытии выставки с аудиовизуальным перформансом выступил ​​художественный коллектив Strange Attractors (Альбина Мохрякова, Софа Скидан, Катерина Ширяева). Художницы, работающие на границе экспериментальной музыки и современного пост-интернет искусства, специально для открытия создали сайт-специфический медиа-перформанс одновременно в онлайн- и физическом пространствах, интерпретируя работы номинантов премии «Инновации» с помощью хореографии, цифровых коллажей и диджеинга.

_MG_6398 copy.jpg

Перформанс Strange Attractors

Исследуя новые спектры восприятия на границе природного и цифрового, Strange Attractors взаимодействовали со зрителем в режиме вовлечения в художественный процесс и онлайн, как и вся выставка «Инновации» в этом году.

Другие новости
все новости