en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
ПЛАНЫ НА 2017 ГОД
Пресс-конференция Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
Все новости
В 2016 году после реорганизации в объединенной структуре Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и Государственного центра современного искусства сформированы следующие подразделения: дирекция по специальным проектам и развитию во главе с Екатериной Кибовской, дирекция по региональному развитию во главе с Алисой Прудниковой, дирекция ГЦСИ во главе с заместителями директора Юлией Бычковой, Дарьей Пыркиной и Павлом Филипповским, дирекция по учету и хранению фондов во главе Викторией Журавлевой, дирекция по научной работе во главе с Ириной Дуксиной и дирекция по выставочной деятельности во главе с Оксаной Романовой.

В данный момент на территории комплекса московского ГЦСИ на Зоологической улице, 13 проводится масштабная реконструкция. После ее завершения в здании дома Поленова разместятся офисные помещения ГЦСИ и лекционный зал, в строениях 3, 4 и 5 откроются детские студии. Расположенный в главном здании комплекса (строение 2) выставочный зал станет постоянной региональной площадкой в Москве — его программа откроется 10 марта подготовленной Волго-Вятским филиалом Центра выставкой «Жизнь живых» (кураторы Алиса Савицкая и Артем Филатов).

В течение года в выставочном зале московского ГЦСИ будут представлены проекты региональных филиалов Центра: Балтийский филиал представит персональную выставку калининградского художника Юрия Васильева Russian Red (куратор Евгений Уманский), Средневолжский — проект, посвященный истории старейшей в России Ширяевской биеннале современного искусства (кураторы Неля и Роман Коржовы), Уральский — масштабное исследование «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (куратор Владимир Селезнев), завершит 2017 год итоговая выставка программ и форматов работы арт-резиденций.

Алиса Прудникова, руководитель дирекции по региональному развитию РОСИЗО:
«Появление постоянной региональной площадки в Москве — главное событие для всей сети филиалов ГЦСИ. Это новый уровень работы: мы сможем регулярно представлять самые интересные проекты и художников со всей России на специализированной федеральной площадке. Программа 2017 года — это дайджест проектов, характеризующих ситуацию в пяти российских регионах, а завершаем год мы объединяющей выставкой и большим международным форумом, посвященным опыту арт-резиденций в России и перспективам международного и внутрироссийского культурного обмена. Также мы инициировали работу в области сетевых программ и образовательных проектов, которые позволят всесторонне осмыслить российскую историю современного искусства: так, в этом году начато межрегиональное исследование аудитории современного искусства совместно с Благотворительным фондом В. Потанина».

Среди избранных проектов ГЦСИ в регионах следует упомянуть исследовательский проект «Труд — цель, идея...» (куратор Евгений Иванов), который будет представлен в конце марта в Сибирском филиале (Томск). В течение 2017 года Средневолжский филиал ГЦСИ в сотрудничестве с Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П.В. Алабина проведет серию персональных выставок современных художников под общим названием «ВОЛГА. НОЛЬ». Летом в нижегородском Арсенале откроется проект «Простые чувства» (кураторы Валентин Дьяконов, Анастасия Полозова и Алиса Савицкая) — заключительная часть выставочной трилогии, посвященной современному искусству в локальном контексте. 14 сентября — открытие 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, куратором которой в этом году стал португалец Жоан Рибас.

На балансе объединенной организации РОСИЗО-ГЦСИ в данный момент находится несколько архитектурных комплексов в восьми российских городах. В первой половине 2017 года начнется реконструкция фасадов здания филиала ГЦСИ в Екатеринбурге и башни Кронпринц в Калининграде. На вторую половину 2017 года запланировано начало работ в здании Северокавказского филиала ГЦСИ во Владикавказе — здание будет перестроено по проекту архитектора Юрия Аввакумова. Строительные работы ведутся и в Самаре, где весной 2018 года должен открыться форпост Средневолжского филиала Центра, который будет располагаться в отреставрированном и приспособленном под выставочную деятельность памятнике конструктивизма 1932 года (бывшая фабрика-кухня при заводе имени Масленникова).

В 2017 году кураторские проекты ГЦСИ будут представлены на партнерских площадках Москвы. В середине марта в Музее С.С. Прокофьева откроется выставка «3D измерения Прокофьева» (кураторы Виталий Пацюков и Анастасия Козаченко). В начале лета будет представлен масштабный передвижной проект «Прибытие поезда» (кураторы Виталий Пацюков и Анастасия Козаченко), который через образ Транссибирской магистрали познакомит зрителей с мифологемой железной дороги. В сентябре откроется выставка «Юрий Любимов. Театр как перформанс» и пройдет фестиваль «Между звуком, текстом и образом», подготовленный ГЦСИ совместно с Мемориальным музеем А.Н. Скрябина. Также в начале осени будет представлен посвященный поэтике Льва Рубинштейна междисциплинарный проект «В начале было слово. Поэт и контекст» (куратор Виталий Пацюков). Завершится год третьей сессией уже получившего широкую известность проекта Виктора Мизиано «Удел человеческий» на площадке Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» (сокуратор сессии — заместитель директора ГЦСИ Дарья Пыркина).

Виталий Пацюков, куратор:
«Территории художественных проектов ГЦСИ меняют свои локальные, фиксированные координаты. Они обретают более органическую форму, свободную геометрию арт-события, осуществляя диалоги с новыми площадками и актуализируя уже освоенное. Их содержание и стратегии становятся более междисциплинарными и нуждаются в радикальном и непосредственном контакте с постоянно расширяющейся аудиторией. Таким образом, ГЦСИ не только реализует свои задачи в рамках институции, но и, отказываясь от центрирования, расширяет границы существования искусства во всех его социокультурных проявлениях. Проекты, направленные в своей образности на максимальное общение со зрителями, обретают новые смыслы и расширяют контекст актуальной культуры в общественном пространстве».

Также в этом году ГЦСИ выступил в качестве инициатора ряда конференций и круглых столов. 6 и 7 октября в рамках посвященного изучению искусства стран бывшего социалистического лагеря проекта «Измеряемое время» пройдет конференция, в которой примут участие российские и зарубежные историки, теоретики и практики современного искусства. 27 октября состоится международная конференция «Архив современного искусства как исторический источник и объект выставочной деятельности».

Куратор и исследователь Антонио Джеуза продолжит читать начатый осенью 2016 года курс «История современных искусств», а в сентябре перейдет к новому авторскому циклу «О главном в современном искусстве». В начале весны философ Кети Чухров представит программу выступлений и лекций под названием «Искусство как институт глобализованной современности».

Дирекция по специальным проектам объявляет об открытии приема заявок на получение Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Выставка номинантов пройдет в Москве во второй половине мая, а церемония награждения лауреатов состоится в конце весны.

Екатерина Кибовская, руководитель дирекции по специальным проектам РОСИЗО:
«Ключевым словом этого года для нас является слово “расширение”. Перед нами стоят новые задачи, главнейшей из которых является расширение географии Московской международной биеннале молодого искусства. Так, в дни открытия 57-й Венецианской биеннале мы вместе с нашими коллегами и партнерами из Московского музея современного искусства объявим в университете Ка’Фоскари в Венеции имя куратора следующей биеннале молодого искусства, которая пройдет летом 2018 года. Также мы собираемся интегрировать в биеннале российские регионы, для чего в нескольких городах страны в этом году проведем цикл портфолио-ревю.

Второй проект дирекции связан с перезапуском, подготовкой и вручением премии в области современного искусства “Инновация” — единственной государственной инициативы, которая поддерживает денежными грантами активно работающих российских художников. 6 марта мы откроем прием заявок, представим новый фирменный стиль премии, разработанный известным российским дизайнером Андреем Шелютто, а также запустим специальный сайт, посвященный “Инновации”».


Другие новости
все новости