en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
ЛИЦОМ К БУДУЩЕМУ: ИСКУССТВО ЕВРОПЫ 1945 — 1968
Международная выставка о реакции мирового художественного сообщества на важнейшие события середины ХХ в.
Все новости

Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель) и Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ), представляет выставку "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 — 1968". Открытие состоится 7 марта 2017 года. 

Выставка включает в себя около 200 работ художников из 18 европейских стран и СССР, в искусстве которых нашли отражение надежды и разочарования послевоенного времени — эпохи восстановления после страшной катастрофы, новых открытий и технологических прорывов, нового шанса для возрождения гуманизма, но также и новых угроз человечеству, социальных и политических потрясений.

Экспозиция рассказывает об общей борьбе и победе над фашистскими режимами в Европе — о тех страницах истории, которые сформировали современный облик Европы. Несмотря на все противоречия периода "холодной войны", художников объединяли общие ценности и задачи их искусства. Выставка призвана не только впервые объединить неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы, но также привести доказательства в пользу того, что все новые формы искусства, появившееся после Второй мировой войны, зародились в Европе или, по крайней мере, развивались параллельно с Америкой: от медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видео-арт) до концептуального искусства и акционизма.


Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.


I. Конец войны. Скорбь и память.



Первые послевоенные годы характеризуются частым обращением художников к теме скорби и памяти жертв военных преступлений. В этот период возрождаются такие традиционные мотивы христианской иконографии как Распятие, Погребение и Оплакивание Христа. Экзистенциалистское настроение времени выражается в преобладании черного цвета, как в абстрактных, так и в фигуративных работах. Для скульптуры характерны образы страдающих и поверженных человеческих фигур (Генри Мур, Вадим Сидур, Алина Шапошников).



II. Борьба за мир.




Трагические события недавнего прошлого вызвали к жизни движение в защиту мира, которое активно поддержали писатели, художники и интеллектуалы из разных стран. Однако начавшаяся гонка вооружений и целая череда международных конфликтов (войны в Корее, Алжире, Вьетнаме) привели мир на порог новой мировой войны и грозили окончательно расколоть Европу. В этих условиях одной из миссий искусства стало служить объединению людей, невзирая на политические границы, устоявшиеся стереотипы и отличия художественных методов.


III. Новый реализм.


Для многих художников война ознаменовала собой гибель искусства в довоенном его понимании. Они начинают искать ответы на вопросы, которые были поставлены самими реалиями войны, и используют для этого новую и расширенную концепцию реализма. Обновление реалистических форм и средств выразительности после 1945 года произошло сначала в Италии (течение Realismo) и в Англии в (т.н. Лондонская школа).
Лекция Эдуардо Паолоцци 1952 года, на которой он представил изображения, составленные из вырезок и рекламных объявлений из американских журналов, собиравшихся им с 1948 года, считается датой рождения британского поп-арта. Еще до появления своего американского аналога, британский поп-арт успел повлиять на немецкий "капиталистический реализм" и даже оставил свой след в искусстве СССР. Французские "новые реалисты" обнаружили на городских улицах готовые произведения в виде сорванных и наклеенных поверх друг друга плакатов. Метод коллажа был перенесён ими и в работу с простыми бытовыми предметами. Поп-арт придал эстетическую ценность предметам обыденным и даже вульгарным, создал систему новой образности, где уравнено "высокое" и потребительское, уникальное и массовое.


IV. Новый идеализм


1950−1960-е годы в искусстве стали не только десятилетиями реконструкции, восстановления связей с модернизмом предвоенных лет и развития неоавангарда, но и временем подлинных инноваций, "Новых тенденций" (так назывались выставки в Загребе, в которых с 1961 года принимали участие представители "конкретного искусства" со всей Европы). В качестве альтернативы как новым формам реализма, так и пессимизму живописи информеля, название группы ZERO стало обозначать все оптимистические, идеалистические и технические утопии и новации, в том числе такие течения как оп-арт и кинетическое искусство. Художники как Западной, так и Восточной Европы экспериментировали с новыми формами городских утопий, фантастической архитектуры, их интересовала дематериализация искусства и преодоление гравитации. Все это происходило на фоне экспериментов в области ядерной энергетики, мечтаний о космических путешествиях и развития потребительской культуры. К этому общеевропейскому художественному тренду относится и деятельность отечественной группы "Движение" (Лев Нусберг, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук и др.).


V. Политическая утопия: 1968.


Новые художественные течения в искусстве неизбежно влияют на формирование новой политической и социальной повестки, оказываясь тесно связанными с надеждами и утопическими исканиями своего поколения. 1960-е годы в Европе характеризуются широким распространением революционных идей среди молодёжи и в первую очередь в университетской среде. Следующим шагом были политические движения, создаваемые бывшими студентами и преподавателями: "Красные бригады" в Италии, RAF в Германии и "Прямое действие" во Франции. Зарождающаяся поп-культура сходилась с одной точке с молодыми революционными идеями, музыкой, кино и искусством. Знак "68" означал тройственный союз молодежной революции, поп революции и политической революции.



Кураторы проекта:
Доктор Экхарт Гиллен, независимый куратор (Берлин)
Профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиатехнологий (Карлсруэ).
Данила Булатов (ГМИИ им. А. С. Пушкина).


При участии:
Александры Даниловой (ГМИИ им. А. С. Пушкина), Дарьи Милле (ZKM).


Выставка проводится в рамках фестиваля "Оттепель: лицом к будущему".


Другие новости
все новости