en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Выставка «Художники Прибалтики» пройдет в Ярославле

В Музее зарубежного искусства с 15 сентября по 18 декабря 2016 будут представлены произведения, закупленные в свое время Министерством культуры СССР.

Все новости

Выставка "Художники Прибалтики. ХХ век." пройдет в Музее зарубежного искусства (филиал Ярославского художественного музея) 15 сентября – 18 декабря 2016.

Выставка планируется для экспонирования в Музее зарубежного искусства филиале Ярославского художественного музея. Это закономерно. Не только потому, что бывшие когда-то в одной стране  прибалтийские республики теперь давно для нас стали зарубежными странами. Дело в том, что они и никогда и не были до конца советскими.

Эти республики были включены в состав «Союза нерушимого» самыми последними незадолго до войны, и вышли из состава Союза самыми первыми. Но и на протяжении всего этого времени культурно они были как бы островком Европы в составе СССР. Недаром в советском кинематографе фильмы из зарубежной жизни почти все были сняты в Риге. В облике прибалтийских городов, в укладе их жизни, даже в пейзаже было что-то от европейской провинции, что было так притягательно для советской публики. В признании этой провинциальности нет ничего уничижительного. Существуя в культурных традициях своей столицы, провинция часто наделяет возросшие в ней таланты оригинальностью и самобытностью.

Алло Хойдре. В шахте. 1947.jpg

Именно это сочетание европейскости и самобытности определило свое, несколько обособленное место прибалтийских художников в советском искусстве. Именно эти особенности мы постарались показать в нашей выставке.

На выставке представлены произведения из собрания ГМВЦ «РОСИЗО», закупленные в свое время Министерством культуры СССР.

Выставка естественным образом распадается на 2 части. Первая небольшая часть – это графика 1940-х гг. Она занимает одну стену в экспозиции.

Рихард Сагритс. Возвращение с моря. 1945.jpg

Это был период, когда прибалтийские художники активно осваивали новые темы, новый художественный язык, активно встраивались в советскую художественную систему. Мы видим основные темы советского искусства: развитие промышленности, сельского хозяйства, сцены труда. Даже типичный унылый северный пейзаж назван «Восстановление гавани в г. Тарту».

В этой связи показательна судьба одного из художников Р.А. Сагриса. В 1930—1936 гг. он изучал живопись в художественной школе «Паллас» под руководством Н. Трийка и графику у А.Ваббе. Его творчество было представлено на выставках эстонского искусства заграницей от Рима до Москвы. В годы войны художник жил в России. В 1943 году в Ярославле принимал участие в организации Союза художников Эстонии. Думаю. Этот факт будет особенно интересен ярославскому зрителю.

Хендрик Витсур. Певческий праздник. 1945.jpg

Интересна группа работ Э. Адамсона, Д. Лаев, Х. Витсура, в которых использованы народные лубочные мотивы. На этих листах мы видим в частности как бы открытки городов – жанр, любимый советскими художниками. Выделяется лист Х. Витсур «Певческий праздник». Хоровое пение, как известно, занимает большое место в культурной жизни народов Прибалтики. Оно дает возможность вовлечения в культурный процесс широких слоев народа, почувствовать его национальную самоидентичность. Особенно хоровое пение культивировалось в последующий период в 1970-1980-е гг., когда с большим размахом устраивались фестивали хорового искусства.

Работы этого периода содержат в себе немало предпосылок формирования особенностей искусства Прибалтийских республик 1970-1980-х гг., когда эти республики стали своеобразным проводником европейских влияний в советском искусстве.

Вторая часть - живопись и декоративно-прикладное искусство 1970-1980-х гг.

Юрис Утанс. Ужин в поле. 1985.jpg

1970-1980-х гг. были очень ярким этапом в развитии искусства в России. Это было время, когда отгремели битвы с  социалистическим реализмом, и выяснилось, что прежнего единства уже нет. На двух полюсах художественной жизни существовали официальные художники и андеграунд. Между ними чего только у нас не было в ту пору. Здесь живопись всех видов и типов, известных в двадцатом веке.  От передвижничества до абстракции. Отдельные художники разрабатывали индивидуальную художественную манеру, другие сбивались в группы. Прибалтийские художники, всегда пользовавшиеся известной свободой и близостью к Европе,  не остались в стороне от этих процессов. Их картины были вполне концептуальны, и в этом плане они стояли на  той же самой стороне, что и хорошая постмодернистская живопись других европейских художественных центров.  Холодная ирония, интеллектуальная аналитика самих средств живописного дела  роднили их со скандинавами, англичанами и французами. На выставке мы видим удивительное разнообразие поисков и направлений, среди которых можно выделить таких высококлассных авторов как Юрис Утанс, Херберт Силиньш, Аугустинас Савицкас.

Дайга Симсоне. Автопортрет с детьми. 1981.jpg

Не менее интересны произведения декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке. Прикладное искусство – народное и профессиональное всегда было своеобразной «территорией свободы» в советский период. Благодаря относительно меньшей идеологической обусловленности здесь были позволены гораздо более смелые и разнообразные формальные поиски и гораздо большее влияние Запада. Можно вспомнить, какой популярностью в это время пользовался журнал «Декоративное искусство». Нужно ли говорить, что прибалтийские художники широко пользовались этой свободой.

Херберт Силиньш. Венспилский мотив. 1978.jpg

Выставка очень камерная, и не дает возможности развернуть широкую и полную картину живописи, графики и прикладного искусства художников Прибалтики.  Но основные ключевые точки, как нам кажется, мы наметили.


Другие новости
все новости