en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Народная игрушка
Выставка «РОСИЗО» демонстрирует лучшие образцы народной игрушки последней трети XX века
Все новости
Выставка из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» демонстрирует лучшие образцы народной игрушки последней трети XX века. В экспозицию вошли авторские произведения художников, представителей различных народных промыслов, выполненные для всесоюзных и республиканских выставок, откуда они потом поступали в коллекции Министерств культуры СССР и России.

Игрушка – самый яркий и выразительный вид декоративно-прикладного искусства, первое, с чем сталкивается ребенок на пути познания окружающего мира и себя в нем. Она помогает моделировать бытовую среду, формировать навыки, необходимые для жизни в семье и обществе. Но игрушка решает не только познавательные и педагогические задачи – миниатюрные скульптуры, вылепленные из глины или вырезанные из дерева, удовлетворяют эстетические потребности маленького человека в период его душевного запечатления.
Однако этот атрибут детских игр имеет еще и научное значение. В игрушке отразились архаические религиозные представления народа: подобные фигурки активно использовалась в обрядовой практике, сохраняя для нас через древнейшие формы и символы комплекс языческих верований. Наиболее показательны и выразительны свистульки в виде «коников» и «пташек». Конь и птица в древности являлись животными, олицетворявшими бога солнца Хорса. В праздничные дни весеннего равноденствия свистулькой разгоняли силы тьмы и зла, призывали тепло солнечного света, воспринимавшееся как божественное благо.

Богородская игрушка.JPG

Современная народная игрушка – это еще и произведение искусства, выведенное на высокий исполнительский уровень и ставшее предметом музейных и частных коллекций благодаря стараниям профессиональных художников
Самая известная в наше время – дымковская игрушка, которую издавна лепили в Дымковской слободе города Вятки для продажи на весенней вятской ярмарке. Со временем сложился типологический ряд наиболее излюбленных дымковских «персонажей»: всадники, петухи, женские фигурки в широких колоколообразных юбках и высоких кокошниках или капорах по моде XIX века. Каждая вятская игрушка создавалась и по сей день создается одной мастерицей от начала до конца – от лепки до раскраски.

Каргопольская игрушка более проста и архаична. Издревле в деревнях Каргопольского уезда Олонецкой губернии крестьяне специализировались на гончарном деле. Среди каргопольских игрушек распространенными доныне архаичными типами остаются: медведь – символ плодородия, «хозяюшко леса»; женские фигурки – символ «матери-сырой земли»; удивительные полузвери-полулюди – «Полканы» – символ Солнца. Орнаментика каргопольской игрушки из тонких красных, черных, желтых черточек, крестов, кругов и полос по белому фону воспроизводит древнюю символику солнца, земли, огня, воды, плодородия. В изготовлении каргопольской керамики традиционно участвовали целые семьи и династии.

филимоновская игрушка и вышивка.JPG

Со второй половины 70-х годов ХХ века возродилась и приобрела большую популярность ранее забытая пензенская абашевская игрушка. Абашевскую игрушку отличают нарочито искаженные пропорции фигур: удлиненные массивные шеи, крупные гипертрофированные головы, короткие ноги. После сплошного окрашивания в один локальный цвет и последующей глазировки эти игрушки становятся блестящими, радуя детей своей яркостью.

Фольклорное начало живо по сей день в искусстве филимоновских мастеров. Чтобы получить тягучую пластичную массу глину растирали очень тонко, что позволяло придать филимоновской игрушке вытянутую, изящную форму. Фигурки расписывали яркими анилиновыми красками, широко доступными с середины ХХ в., чередуя орнаменты из разноцветных полос, «в елочку» и «в цветочек».
И по сей день в городе Скопине Рязанской области изготавливается поливная керамика: причудливые сосуды и лепные свистульки в виде хищной птицы скопы, медведей, львов и других образов. Отличительной особенностью этих изделий является блестящая цветная полива – коричневая, желтая, зеленая глазурь, натеки которой придают простым формам определенную живописность.
Не так хорошо известны, но не менее интересны и любопытны российские центры глиняной игрушки: жбанниковской (в деревнях Городецкого района Нижегородской области), романовской (около села Романово Липецкой области), хлудневской (из деревни Хлуднево Думиничского района Калужской области), костромской, орловской, мордовской, череповецкой. Здесь фигурки просты и архаичны по форме, но экспрессивны и выразительны.

Деревянная игрушка существовала на территории России так же, как и глиняная, испокон веков. Будучи самым доступным в России сырьем, дерево легко поддается резцу мастера и «восприимчиво» к краскам. Образный ряд деревянной игрушки сродни глиняной. Это всевозможные свистульки, фигурки коней, птиц, зверей, людей.

Наиболее прославленный в России и за рубежом промысел деревянной игрушки – богородский, появившийся в XVII веке под Сергиевым Посадом вблизи Троице-Сергиевской Лавры, в селе Богородском. Еще один старинный игрушечный промысел находится в Нижегородской области около Городца. Местная игрушка известна под названием «городецкая топорщина», ее сразу можно узнать по нарядному, выразительному стилю росписи. На нижегородских землях вырос относительно молодой промысел расписной деревянной игрушки – в Полхов-Майдане. Производимые токарным способом игрушки – матрешки, копилки, каталки – расписаны очень ярко.
На севере Архангельской области делают игрушки из дерева и бересты. Береста (берёста) – обработанная кора березы, пластичная и прочная, издавна служила в качестве писчего материала и для изготовления бытовых предметов: корзиночек и лукошек, туесов, коробов, обуви, а также игрушек. В экспозиции демонстрируется три вида берестяных игрушек – уточки, лошадка, сложные по форме погремушки-шаркунки.

Абашевская игрушка.JPG

Фоном для экспонирования игрушек служит текстиль: тонко вышитые полотенца, рушники, набойная ткань с имитацией традиционной среднеазиатской вышивки «сюзане». Они символизируют бытовую среду. Текстиль выступает здесь и как атрибут матери, хозяйки дома, приобщающей детей к живой традиции через игрушки и узоры вышивок.
Выставка не ограничивается демонстрацией лишь исконно русского народного творчества. Небольшой раздел экспозиции можно условно назвать «наши соседи», он посвящен украинской, белорусской, среднеазиатской игрушке – миру детства наших недавних соотечественников. Эта коллекция сформировалась на рубеже 60-70-х годов, когда в СССР были проведены выставки, способствовавшие выявлению в союзных республиках народных мастеров и вовлечению их в творческую работу.
Народная игрушка, которую издревле и до наших дней изготавливают в традиционных центрах – это не только символ детской игровой культуры, но и важная составляющая духовной жизни народа.
Другие новости
все новости