сайт находится в стадии обновления
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Интервью ТАСС c генеральным директором "РОСИЗО" Сергеем Перовым
Большое интервью ТАСС с генеральным директором "РОСИЗО" Сергеем Перовым
Все новости


Музейно-выставочный центр РОСИЗО (сначала Дирекция художественных фондов, позже Росизопропаганда) был образован в конце 1950-х годов для закупки и распределения произведений искусства по музеям СССР. Впоследствии это самым прямым образом сказалось на составе собственной коллекции, в которую входят произведения преимущественно соцреалистического направления. На минувшей неделе на ВДНХ в павильоне "Культура" открылась первая выставочная площадка РОСИЗО. В интервью ТАСС директор РОСИЗО Сергей Перов рассказал, почему отложилось анонсированное сотрудничество с режиссером и продюсером Эдуардом Бояковым, о новой базе музейно-выставочного объединения в "Артеке", организации международных выставок в период санкций, а также о проверке музейного фонда РФ и расширении музейно-выставочного комплекса за счет здания на Люблинской улице, где недавно случился пожар.

Почему поменялась концепция павильона, который анонсировался как "Культпросвет" осенью 2015 года?

– С осени 2015 года мы находились в дискуссии, что же там открывать – либо формат нового Дома культуры, либо открыть галерею, поскольку у нас никогда не было собственной площадки. Концепции, которые предлагали, были очень разные. У Эдуарда Боякова была очень интересная, содержательная, взвешенная концепция "Культпросвета". И на сегодняшний момент реалии таковы, что со времени разработки концепции и до ее воплощения финансирование проектов было урезано. Мы сейчас находимся в реалиях существенной экономии средств, и было принято решение, что мы делаем на ВДНХ Галерею РОСИЗО, демонстрируем собственные фонды – у нас более 40 тыс. единиц хранения и есть что показать.

– Пришлось ли вам реставрировать павильон перед тем, как сделать там Галерею РОСИЗО?

– Нет, реставрации еще не было. Был косметический ремонт, мы поставили выставочное оборудование. Что касается музейных требований по климату и безопасности, там все соблюдено.

– Что вы сейчас показываете на выставке, которой открылась Галерея РОСИЗО?

– Слоган выставки: "Одна страна, два стиля, три эпохи". Два стиля – это реализм и авангард, три эпохи – это начало ХХ века, послевоенное искусство и 1980-2000-е. Архитектура павильона предполагает три зала. В центральном зале – период с 1910 по 1950 год, второй зал – 1960-80-е годы, между этими залами есть небольшое пространство, где мы попросили галерею аудиовизуального искусства "Марс" сделать инсталляцию архитектонов Малевича, и третий зал с современным искусством в концепции выставки, в двух жанрах – авангард и реализм. Более половины произведений на выставке – из фондов РОСИЗО. Эта экспозиция организована совместно с Фондом развития современного искусства (Его возглавляет Иван Демидов, который известен как телевизионный и политический деятель. – прим. ТАСС).

– Какие еще проекты запланированы у вас совместно с фондом?

– Мы договорились, что запускаем серию выставок в этом павильоне, и выставка "Всегда современное. Искусство ХХ-ХХI веков" ее открывает. Мы договорились минимум на год о программе взаимодействия. После этой выставки мы с сентября и до января показываем проект в рамках Года кино. Ее концепция пока что разрабатывается. Скорее всего, это будет живопись и фрагменты из кинофильмов. Мы договорились, что у нас не будет одного куратора ни на одном проекте. Все проекты РОСИЗО в сотрудничестве с Фондом развития современного искусства делаются творческими группами. Наша задача очень простая: начинать показывать то, что мы храним. У нас есть абсолютно разный материал. В отличие от коллекций других музеев, коллекция РОСИЗО очень разноплановая, поскольку мы занимались закупкой с 1959 года и распределяли это по всем советским музеям. Есть и скульптура, и графика, и живопись, и предметы декоративно-прикладного искусства. Думаю, нам понадобится несколько лет для того, чтобы планомерно показать, что у нас есть. До 1990-х годов закупка проводилась по разным направлениям. У нас собралась необычная коллекция, и практически под любую концепцию основную часть можно собрать на базе собственных фондов.

– Что, помимо выставки, есть в вашем пространстве на ВДНХ?
  
– Мы открыли там сувенирный магазин с предметами на основе коллекции РОСИЗО, делаем большую детскую зону со специальной программой, и там появится кафе у фонтана. Кроме того, за павильоном есть большая зеленая зона, где в летнее время будут проходить пленэры с нашими партнерами. Есть частные студии, которые готовы работать с нами по образовательному проекту.

– Что будете показывать в 2017 году?

– Поскольку основа нашей коллекции – соцреализм, а в следующем году будет юбилей революции, мы предложим свой взгляд на то, как могла бы выглядеть выставка, посвященная этим событиям.

– Работая над выставками, будете ли вы учитывать аудиторию ВДНХ? Какой она вам видится сейчас?

– Мы хотим ориентироваться на посетителя ВДНХ, интересного места с самой широкой аудиторией. Сейчас, после запуска Галереи РОСИЗО, посмотрим на нашего посетителя, будут ли приезжать к нам специально или нет, будут ли заходить посетители ВДНХ и в каком объеме. Все это очень важно. Будем смотреть и делать выводы, которые, безусловно, повлияют на планы будущих выставочных проектов. Мы всегда раньше работали на проверенных площадках, в частности, в "Манеже" в центре Москвы – это вообще беспроигрышный вариант. Здесь все вновь, все впервые, волнительно и ответственно.

 – Когда вы пришли на пост директора РОСИЗО, то говорили о необходимости создания образовательной программы. Что уже сделано в этом направлении?

– Мы можем говорить о том, что эта программа стартовала. Мы открыли два проекта. Первый, "Место встречи с искусством", охватывает 29 малых и средних городов России. Мы сделали высокоточные копии некоторых произведений, которые были на выставке в "Манеже" с участием ведущих федеральных музеев, и показываем их там, где нет возможности провести выставку музейного уровня из-за отсутствия подходящих по условиям площадок.

Выставки со свободным входом длятся недели две-три, за это время там проходят лекции для взрослых, дети ходят на квесты, получают призы, участвуют в конкурсе "Моя картина". Победители конкурса в каждом городе едут на тематические смены в "Артек" в июле и октябре. Работа этого проекта приносит моральное удовлетворение, потому что мы видим, как реагируют на него люди, многие из которых вообще никогда не были в музее. Программа продлится до декабря и, если будет невероятный успех, то мы ее повторим, поскольку 29 городов для такой большой страны – это мало. И уже сейчас есть желание МПГУ оформить это в отдельную программу по дополнительному образованию с учетом приобретенного опыта. Второе большое направление – это "Артек", где мы открыли свою художественную студию. Из Москвы мы будем привозить туда преподавателей, сотрудников музеев. Еще мы планируем в рамках государственно-частного партнерства открывать художественные студии в популярных местах – например, в районе пешеходных зон.

Такая студия у нас в мае откроется в Армянском переулке совместно с центром культуры и искусства "Артмосфера". Думаем сделать студию совместно с Центральным детским магазином, далее у нас в планах открытия в Музеоне, в парке Горького и на ВДНХ. Посмотрим, как это работает в Москве, и пойдем в регионы, откуда уже есть запросы.

–​ Насколько вообще важны в вашей работе новые технологии? У вас, например, сайт сейчас меняется.

– Для нас сейчас это основная коммуникационная площадка, мы сейчас также стали активно работать в соцсетях. Старый сайт не позволял работать по многим новым направлениям, поэтому назрела необходимость его доделать. Там появится интернет-магазин с сувенирной линейкой на базе нашей коллекции. Мы много всего придумываем интерактивного, в том числе у нас есть планы по проведению интерактивных выставок. Также вскоре, в мае, запустится мобильное приложение для телефонов. Загрузив на входе на выставку предложенное мобильное приложение, человек сразу получает аудиогид и полную информацию по всем проектам и по произведениям на выставке. Через некоторое время на ВДНХ мы сделаем проект "Музей музеев", когда в виртуальной реальности сможем показывать произведения из разных мировых музеев или выставки, которые там проходят. Можно их загружать и с использованием специального оборудования смотреть. Это делает Interactive Lab. Если этот опыт окажется удачным, то мы можем распространить его на регионы.

– С финансовой точки зрения такие проекты делать дешевле, чем классические выставки?

– Дешевле: минус страховка, застройка, транспортировка с охраной. Главное, не подменять одно другим.

–​ РОСИЗО организует выставки за рубежом, где они пройдут в 2016 году?

– На этот год у нас запланировано более 30 выставок, в том числе проекты за рубежом. Это и Восточная Европа, и Центральная Европа. В конце 2015 года на все выставки, которые мы проводили, получали просьбу продлить. Как, например, в Мехико, где показывался русский авангард, в Лондоне, в Сербии. Все выставки очень хорошо посещаемые.

– Мы замечаем, что сейчас меняется география показа выставок из российских музеев в сторону стран Латинской Америки и Китая – безопасных с точки зрения вывоза наших произведений искусства. Продолжит ли эта тенденция развиваться и дальше и можно ли говорить о том, что вскоре она может поменяться?

– Правила предписывают получать государственные гарантии возврата произведений, от некоторых стран мы их не можем получить, поэтому да, география меняется. Мы исходим из запросов зарубежных музеев и галерей, которые берут на себя обязательства подготовить все необходимые гарантии. В режиме сложных взаимоотношений и различных санкционных историй не скажу, что по нам это сильно ударило. Те, кто очень хочет получить проекты, прикладывает для этого все усилия. Как, например, Великобритания, ведь впервые за пределы Российской Федерации вывозились спутники, спускаемые аппараты – наше достояние и гордость. Немыслимы не то что их утрата, но и помещение под арест. Мы долго и сложно решали организационные вопросы, в том числе и по страховке.

Эту выставку, "Космонавты. Рождение космической эры", после лондонского Музея науки обещали показать в Москве. Когда это будет и где?

– Выставка возвращается на ВДНХ, в павильон №1. Мы планируем вместе с нашими партнерами – ВДНХ, Политехническим музеем, Роскосмосом, музеями-участниками – открыть ее в июне. Объем экспонатов будет такой же, концепция будет немного изменена с учетом этой площадки. Все самое главное приедет. И есть уже заявки от нескольких стран на то, чтобы показать выставку и там. Пока мы ведем переговоры.

– В составе РОСИЗО некоторое время назад была создана Дирекция музейного фонда РФ, и в Минкультуры сообщали, что эта структура поможет подвести итог глобальной музейной проверки. Как сейчас идет работа в этом направлении?

– Мы сейчас занимаемся внесением в государственный каталог, это должно быть подсчитано, описано, оцифровано и размещено в каталоге и на портале "Культура РФ". В дирекции работают пять человек, которые занимаются обобщением информации глобальной инвентаризации музеев. Речь идет о документах с 1996 года, это результаты различных проверок и инвентаризации. Сейчас наводится во всем этом порядок.

– Всех взволновала новость о пожаре в здании РОСИЗО на Люблинской, потом выяснилось, что эта часть вам не принадлежит. Не расскажите подробнее, что там произошло?

– Одну часть мы используем, другая принадлежит общественному фонду. Там никого нет, и произошло возгорание. Хорошо, что у нас все оборудовано и сработали датчики противопожарной безопасности. И мы от имени РОСИЗО вызвали пожарных, поэтому, видимо, и пошел такой сигнал. Я туда приехал минут через 40, все уже было потушено. Никакого ущерба имуществу пожар не нанес, никто не пострадал. Но на волне разнеслись совершенно фантастические версии, что десять человек вывели из горящего здания, коллекцию удалось спасти, но теперь поэтому все выставки будут на ВДНХ и так далее.

– Вы не планируете инициировать передачу этой части здания в ведение РОСИЗО? Я слышала некоторое время назад о планах размещать на базе музейно-выставочного объединения частные коллекции?

– У нас на сегодняшний момент исчерпаны возможности собственных хранилищ, которые находятся у нас на Профсоюзной. Когда передавали ту часть здания на Люблинской, с нами особо не советовались. Сейчас есть решение суда, которое возвращает его в государственную собственность, и мы сейчас находимся в этом процессе. Хотим, чтобы там была основная административная база с хранением и реставрационными мастерскими, нам очень много передают всего на реставрацию, в частности перед выставками. Мы растем, и нам нужны новые площади. И тогда с частными коллекционерами будет работать проще, запросов очень много.

Беседовала Светлана Янкина


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/interviews/3247546
Другие новости
все новости