en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
В ГЦСИ прошла конференция «Музеефикация произведений современного искусства»
Все новости

28 ноября 2019 года в ГЦСИ состоялась научно-практическая конференция «Музеефикация произведений современного искусства, созданных с использованием нетрадиционных и нестойких материалов».

Тема дискуссии: основные проблемы музейного учета, хранения и реставрации хрупких произведений современного искусства  из недолговечных материалов.

Первый доклад Екатерины Ефимовой, хранителя фондов ГЦСИ, основывался на опыте предэкспозиционной подготовки инсталляции Владимира Селезнева «Метрополис» (2000-2015 гг.) для выставки номинантов премии «Инновация» этого года. Инсталляция представляет собой схематичный макет Москвы в уменьшенном масштабе, часть объектов покрыта люминесцентной краской, датчик каждые 45 секунд зажигает и гасит лампу, что позволяет увидеть два визуальных образа – руинированный  остов и светящийся парадиз как метафору цивилизации. «Метрополис» выполнен из сложных для хранения материалов, состоит из 400 деталей, хранится в разобранном виде. Перед выставкой инсталляция монтировалась заново по схеме сборки. Е. Ефимова подчеркнула важность проведения интервью с художником, которое становится дополнительным методом получения информации о хранении и реставрации произведения искусства. В разговоре с хранителем художник В. Селезнев более подробно рассказал о принципе подбора материалов, а также прокомментировал и дал разрешение на необходимую замену материалов при соблюдении определенных условий. Открытый диалог между художником и хранителем помогает выстраивать реставрационную стратегию, не нарушающую авторский замысел, и нивелировать проблемы при подготовке произведения к экспонированию. 

Анастасия Бринцева, хранитель музейных предметов отдела специальных выставочных проектов Государственной Третьяковской галереи, говорила об основных теоретических подходах к сохранению произведений современного искусства, представив список литературы по данной теме (список можно скачать по ссылке) и кратко описав эволюцию идей. Отдельно докладчица остановилась на материалах симпозиума по сохранению современного искусства в 1999 г. «Modern art: who cares?», в которых акцент сделан на противоречии двух темпоральностей – классического музея и современного искусства: если произведение искусства создано как временное, то каким образом его можно сохранить? Для разрешения данного парадокса предлагается схема принятия решения, в которой учтены ответы на вопросы: повлияет ли изменение внешнего вида на смысл? Повлияет ли замена аутентичных материалов на смысл? Добавляют ли следы бытования значения к смыслу? Может ли предмет функционировать как задумано? (со схемой можно ознакомиться по ссылке)

А. Бринцева  обратила внимание на возможные противоречия между художником или куратором и музейным хранителем или реставратором. Она процитировала издание “Mortality Immortality? The Legacy of 20-th century Art»: «не все современное искусство выживет, но не все и намеревалось выжить». Данное высказывание противоречит классической теории реставрации, которая предполагает устремленность произведения искусства в вечность и роль музея как гаранта этой вечной стабильности. Профессиональная дискуссия вокруг данных вопросов идет уже не первое десятилетие, с течением времени меняется роль реставратора, которому при работе с современным искусством надо быть экспертом в разных областях знания. 

Хранители отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Наталья Сидорова и Мария Седова прочли доклад «Хрупкое в вечном», в котором попытались ответить на вопрос: можно ли принимать в собрание музея обреченные на разрушение работы? Возникающие сложности докладчики рассмотрели на примере произведений Валерия Кошлякова и Сергея Шеховцова из собрания ГТГ. В серии работ В. Кошлякова, посвященной фантазиям об Италии, городские пейзажи выполнены на гофрокартоне (срок жизни данного материала – около 50 лет). В работах С. Шеховцова использован другой хрупкий материал – поролон, который нельзя сохранить надолго из-за специфического химического состава. Н. Сидорова и М. Седова пришли к выводу: если при поступлении работ из хрупких материалов детали, которые в скором времени могут потребовать замены, обозначить как  расходные материалы, то больших проблем с реставрацией художественного произведения возникнуть не должно. Докладчики напомнили о практике ГТГ - изготавливать выставочные копии для интерактивных объектов. Это снижает градус напряжения между куратором, желающим продемонстрировать замысел автора зрителю и хранителем, который опасается повреждения экспоната при тесном знакомстве с публикой. Выставочные копии изготавливались, например,  для работ Риммы Герловиной и Юрия Аввакумова.

Валентин Максимов, заведующий сектором смешанных техник отдела научной реставрации живописи XX века Государственной Третьяковской галереи, утверждает, что реставрацию произведений современного искусства можно выделить в отдельную реставрационную практику из-за многообразия используемых материалов. Более того, проблемы при реставрации произведений современного искусства продолжат возникать, т.к. многообразие использования техник и технологий неограниченно. Зачастую художники придумывают авторскую технологию и используют материалы, которые позже перестают выпускаться. С подобной проблемой В. Максимов столкнулся при реставрации работы Евгения Рухина «Стенка» (1963 г.), имитирующей часть стены лестничной клетки подъезда. Автор использовал различные материалы, нанося их послойно, с течением времени красочные слои стали расслаиваться. Реставраторам пришлось искать аналоги оригинальных материалов с теми же химическими свойствами и придумывать, как укрепить красочный слой и уберечь его от разрушения. Даже при работе с произведением, выполненным по классическим технологиям, могут возникнуть неординарные ситуации. В качестве примера В. Максимов привел опыт реставрации «Натюрморта с разбитым стеклом» (1957 г.) Дмитрия Плавинского. Художник в краску добавлял частицы песка для создания матовой текстуры, а центр композиции для контрастного блеска покрыл толстым слоем желатина. При реставрации было принято решение заменить верхний глянцевый слой на более долговечный материал. Перед реставраторами современного искусства стоят задачи по разработке новых методик, анализа качества новых материалов и их долговечности, активной работе с художниками и искусствоведческой литературой.

С последним докладом выступили представители Московского музея современного искусства (ММОМА) Юлия Матвеева, старший научный сотрудник отдела фондов произведений искусств и художник-реставратор Анна Жолобова. Они рассказали об опыте хранения и реставрации в музее на примере работ Александра Бродского, Ольги Победовой, Бориса Королева, Антона Литвина, Андрея Вознесенского, Сергея Шутова, Андрея Бартенева.

Мы благодарим всех участников конференции за интересные доклады и надеемся, что наше совместное исследование актуальных практик хранения произведений современного искусства способствовало профессиональному сближению позиций художников, искусствоведов, хранителей и реставраторов. Мы благодарим слушателей конференции за внимание и интересные вопросы. Мы надеемся, что подобные мероприятия будут в проводиться регулярно  и помогут выработать оптимальный регламент музейной работы с произведениями современного искусства. 

Другие новости
все новости