Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Образовательная программа и конкурс проектов Кураторской школы NEMOSKVA завершены
Все новости

Кураторская школа NEMOSKVA проходила в городе Сатка с 14 по 28 октября 2019 года. Двадцать участников, отобранных на конкурсной основе, освоили учебную программу, а также разработали и защитили проекты будущих кураторских выставок для регионов. Все подготовленные в рамках школы проекты были приняты к участию в Конкурсе, голосование в котором завершилось 12 ноября. 

Главная задача школы – выявление и подготовка кураторов для реализации выставочных проектов в регионах РФ и повышение качества кураторских компетенций для последующих российских и международных проектов. 

Учебный курс был разработан с учетом запросов региональных специалистов. Программа содержала семь авторских курсов, подготовленных специально для Школы лекторами, среди которых: Виктор Мизиано – куратор, преподаватель ВШЭ, основатель и главный редактор «Художественного журнала», Россия; Дитер Рулстрате – куратор Documenta 14, куратор и преподаватель в Университете Чикаго, Бельгия; Валентинас Климашаускас – куратор, писатель, сокуратор Латвийского павильона на Венецианской биеннале 2019 года, Литва; Саймон Шейх – куратор, теоретик искусства, участник рабочей группы Бергенской Ассамблеи, руководитель магистерской программы по кураторству в Лондонском университете Goldsmiths, Великобритания; Михаил Дурненков – драматург, сценарист, участник движения «Новая Драма», соорганизатор фестиваля молодой драматургии «Любимовка», Россия; Илья Будрайтскис – историк, социальный теоретик, художественный критик, член редколлегии «Художественного журнала», Россия; Алла Митрофанова – философ, куратор, культуролог, одна из создательниц киберфеминистского интернационала.

Автором темы школы «Искусство документа: поэтика свидетельства» стала Мария Калинина, начальник отдела регионального развития РОСИЗО-ГЦСИ, куратор, сооснователь фестиваля «МедиаУдар», член редколлегии «Художественного журнала». Студентам Школы была предложена для изучения широкая проблематика документальности и новых форм «реализма» как ключевых инструментов для взаимодействия с актуальной художественной повесткой. В подобной работе с документом, фактом заложен потенциал для кураторских экспериментов даже в условиях отсутствия профессиональной площадки и ограниченных ресурсов.

Аспекты проектного менеджмента в области реализации выставок были представлены в рамках воркшопов Анастасии Ломоносовой, исполнительного директора проекта NEMOSKVA. 

В рамках публичных мероприятий Кураторская школа провела несколько событий для жителей города: Лекцию Виктора Мизиано «90-ые годы. Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда»; лекцию Антонио Джеуза «Нажмите Rec: говорите правду»; два открытых показа серии видео-арта «Эхо эко», раскрывающего тему экологии.

Параллельная программа Школы включала в себя поездки по природным и культурным достопримечательностям Саткинского района и Челябинской области: национальный парк «Зюраткуль», Айские притесы, электростанция «Пороги», Карагайский карьер, а также объекты, подготовленные в рамках фестиваля Satka Street Art Fest .

Представляем избранные комментарии преподавателей и участников проекта:

Дитер Рулстрате: «Любой художник – это региональный художник. К примеру, Нью-Йорк на самом деле очень провинциальный город, ограниченный во многих отношениях, и Энди Уорхол – крайне региональный художник, который мог создавать свое искусство только в этом месте и только в то конкретное время. Так что все художники в какой-то степени выражают региональные, локальные проблемы. Важно не то, как далеко от центра вы находитесь, а то, насколько вы осведомлены и связаны с общим контекстом.

Будущее регионального развития – в информировании себя и своего окружения. Вам не обязательно постоянно ездить в центр: я был очень впечатлен, насколько свободно два участника Кураторской школы, одна из Якутска и другой из Ростова-на-Дону, рассуждают на глобальном уровне и очень осведомлены о мировом контексте современного искусства. Думаю, не так сложно находиться в Барнауле и знать, что происходит в других местах. Это и есть задача курирования в регионах: предоставлять информацию, обучать свое окружение. Как куратор, вы должны понимать глобальные процессы, вы должны знать общемировую ситуацию, вы не можете работать в изоляции».

Илья Будрайтскис: «Искусство в любом случае работает с сообществом, и, несмотря на то, что оно говорит на каком-то универсальном языке, тем не менее, оно ведет диалог с аудиторией и с конкретными людьми и связывается с определенным местом. На самом деле, это очень чувствовалось в общении со студентами Школы, чувствовалось по проектам, которые они делают, потому что, конечно, они все очень вовлечены в те практики, которые связывают их с местом, где они живут и работают. Но, тем не менее, эта практика сама не рождает исчерпывающего представления о том, что такое искусство, какими методами оно работает. Поэтому я думаю, тот диалог, который состоялся на этой Школе, имеет большое значение. И я очень надеюсь, что он очень продвинет деятельность каждого из тех людей, которые сюда приехали».

Валентинас Климашаускас: «Я думаю, что, начиная с теорий Маршалла Маклюена 60-70-х годов, мы живем в «глобальной деревне». Более того, сейчас у нас есть интернет, и, если мы хотим быть включенными в общий контекст, мы не обязаны находиться в культурных столицах, какими были Париж или Нью-Йорк до ХХ века. Язык современного искусства универсален, однако всегда в нем присутствует аутентичность, которая подразумевает принадлежность к какому-то конкретному месту. Так что искусство должно быть глобальным, но его особенности всегда будут локальными. И я не верю в то, что язык современного искусства должен быть абсолютно понятным, ведь в нашей жизни так много вещей, которые не могут быть артикулируемыми. Так что перед кураторами стоит вопрос: как мы можем артикулировать что-то, что артикулировано быть не может, и как это делать на глобальном уровне, оставаясь локальными».

Мария Филатова, участница Школы, сотрудница Северо-Кавказского филиала РОСИЗО-ГЦСИ, Владикавказ: «Так как во Владикавказе нет кураторской среды, там трудно перенять у кого-то опыт реализации идей. И у меня нет возможности обсуждать свои проекты, чтобы понимать, адекватна ли вообще мои идеи, - а тут я почувствовала уверенность в том, что мои идеи имеют ценность  и могут быть практически реализованы, и, более того, они будут иметь ценность для той локальной среды, в которой они будут воплощены. 

Здесь я получила такой импульс, что теперь мне хочется вернуться обратно домой и сразу же начать что-то делать по своему проекту. И надеюсь, будет еще не одна школа, и я здесь не последний раз».

Сергей Баландин, участник Школы, куратор галереи «Виктория», Самара: «Школа меня изначально заинтересовала своей образовательной программой, заявленным преподавательским составом и темой, которая мне близка. Когда я ехал, я понимал, что эта учебная программа мне точно нужна, но я мало думал о конкурсе проектов. Однако мне понравилось наблюдать, как многие сотоварищи, участники Школы, раскрылись и развили понимание своих проектов и кураторства в целом. Есть проекты, которым я симпатизирую. Мы обменивались опытом, не только с преподавателями, но и друг с другом - я учился и у других участников Школы».

Акцент Кураторской школы, поставленный на практическую работу, направлен на увеличение выставочных проектов в регионах. В течение двух недель участники разрабатывали кураторские концепции выставок и в финале программы защитили их перед экспертами школы. В состав жюри вошли преподаватели Кураторской школы и представители крупнейших фондов, партнеров проекта NEMOSKVA, заинтересованных в реализации ярких культурных проектов в регионах России. 

Стратегический партнер проекта NEMOSKVA Благотворительный Фонд Владимира Потанина неоднократно поддерживал ключевые события проекта в рамках программы «Музей без границ».

«Кураторская школа проекта NEMOSKVA – инициатива, которая способствует появлению и развитию идей выставочных проектов в сфере современного искусства в российских регионах.  Первый опыт проведения школы в Сатке в прошедшем октябре показал, что, несмотря на существование ряда кураторских школ в России, интерес к профессии независимого куратора, ее востребованность и запрос на новые знания по-прежнему высок. Важно, что попытка понять, из чего складывается кураторство, о чем интересно и важно говорить сейчас и какие кураторские подходы можно для этого использовать – участники смогли в ходе практической работы над своими проектами, защитить их и получить обратную связь от экспертов школы. Мы также поддерживаем идею команды проекта NEMOSKVA проводить Кураторскую школу в дальнейшем в разных уголках нашей страны, что безусловно будет объединять людей с разным опытом и воспитать профессионалов, способных работать в меняющихся условиях», – Оксана Фодина, директор программ Благотворительного Фонда Владимира Потанина.

Официальным партнером проекта NEMOSKVA с 2018 года является компания СИБУР в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел». Разделяя цели и миссию проекта NEMOSKVA, компания стремится к созданию комфортной среды в городах своей деятельности, а также к формированию насыщенной и актуальной повестки в сфере культуры. В течение двух лет делегация NEMOSKVA посетила 6 городов деятельности СИБУРа: Нижний Новгород, Красноярск, Пермь, Тюмень, Тобольск и Томск. В рамках посещения городов были проведены ревю идей местных художников, образовательные лекции, дискуссии и круглые столы. 

Станислав Каспаров, Директор, Обеспечение поддержки бизнеса в городах присутствия: «Такие проекты, как NEMOSKVA, выполняют исключительно важную миссию. Они не просто формируют культурную повестку, они позволяют самым разным городам России становиться точками притяжения, заметными не только в масштабах региона, но и в масштабах всей страны. Для нас же крайне важно, что такой подход обеспечивает пролонгированный эффект, пробуждая творческие силы на местах и способствуя рождению новых локальных культурных продуктов. Мы желаем всем участникам кураторской школы успехов в реализации задуманного!»

В 2019 году соорганизатором Кураторской школы стала Группа Магнезит. Среди проектов компании, реализованных в Сатке – городе, известном своей уникальной социокультурной средой: сотрудничество с Государственным Русским музеем; Международный фестиваль классической музыки имени Е.В. Образцовой «Кармен»; Международный архитектурный фестиваль «Моя Сатка»; Международный фестиваль уличного искусства «Satka Street Art Fest».

Наталья Никифорова, директор департамента корпоративного развития и стратегических коммуникаций Группы Магнезит: «Опыт проведения Кураторской школы в Сатке оказался интересным и весьма продуктивным. Преподаватели, наряду с базовыми знаниями, представили новейший материал, обобщающий современные тенденции и лучшие практики реализации выставочных проектов, студенты продемонстрировали искреннюю заинтересованность и способность к саморазвитию. В результате была всесторонне исследована предложенная организаторами проблематика «документальности и новых форм «реализма» как ключевых инструментов для взаимодействия с актуальной художественной повесткой». Думаю, знания, полученные студентами школы в Сатке, обретут конкретный опыт в регионах России, воплотятся в новых кураторских программах». 

Выводы, сделанные по итогам Кураторской школы, будут презентованы на дискуссии «Платформа NEMOSKVA. Проблемы кураторства в регионах: независимые и музейные практики» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума 15 ноября 2019 года. Дискуссия раскроет особенности образовательных программ для региональных специалистов, а также предложит позитивные корректировки для выстраивания учебного плана Школы в дальнейшем. Кураторская школа продолжит свою образовательную работу в передвижном режиме: в последующие годы Школа откроется в других регионах, и место ее проведения окажет влияние на содержание учебной и исследовательской программы.

Помимо этого, на форуме будут объявлены имена финалистов Конкурса проектов Кураторской школы NEMOSKVA. 


______________________________________________________

Платформа развития регионального искусства NEMOSKVA была инициирована в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог и создание новых возможностей для международного сотрудничества. Комиссар и автор идеи проекта NEMOSKVA – искусствовед и куратор Алиса Прудникова, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ. 

В августе-сентябре 2018 года состоялся Международный передвижной симпозиум по Транссибирской магистрали. По итогам ревю идей художественных проектов, проведенных в 12 городах путешествия, было собрано 289 нереализованных проектов региональных художников. За время своей работы проект объединил более 60 зарубежных и более 70 российских руководителей культурных институций, кураторов, практиков и теоретиков современной культуры.

В марте 2019 ограниченным тиражом в свет вышел сборник «NEMOSKVA. Дневники путешествий». Своими размышлениями о невероятном по масштабам и замыслу путешествии поделились 13 кураторов, каждый из которых выбрал один город для описания. 

27 июня в Центре изящных искусств BOZAR прошла выставка «The 12th Time Zone». Она включала произведения 12 региональных художников. Её кураторами стали директор ассоциации медиаискусства HMKV Инке Арнс и сокуратор documenta 14, куратор Нойбауэрской коллегии по культуре и искусству при Университете Чикаго Дитер Рулстрате.


PR: k.markova@ncca.ru

www.nemoskva.art  

Другие новости
все новости