en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Реабилитационный потенциал актуальных художественных практик»
Все новости

7 ноября 2019 года в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Реабилитационный потенциал актуальных художественных практик», на котором были подведены итоги двухлетней работы над инклюзивным проектом «Искусство быть», а также состоялась презентация каталога.

Организаторы проекта: Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО и Благотворительный фонд «Гольфстрим». Проект реализован при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Кураторская группа проекта «Искусство быть»: сотрудники московской дирекции РОСИЗО-ГЦСИ Надежда Гура, Наталья Гончарова и дирекции по региональному развитию Лариса Гринберг.

Инклюзивный проект «Искусство быть» включал: серию выставок (Выставочный зал РОСИЗО-ГЦСИ на Зоологической и «Аптекарский огород» в Москве, Волго-Вятский филиал РОСИЗО-ГЦСИ Арсенал в Нижнем Новгороде); обширную программу мероприятий и обучающих курсов для сотрудников музея и волонтеров.

Дискуссия началась с выступления Альбины Джумаевой, которая рассказала о концепции доступного музея в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Александра Филипповская (Музей современного искусства «Гараж») акцентировала внимание на инклюзии как таковой, которая должна пониматься гораздо шире, чем деятельность по привлечению в музей людей с инвалидностью. Так, например, люди с миграционным опытом также являются одной из аудиторий, с которой работает инклюзивный отдел Музея, поэтому в нынешнем году с ними предусмотрена активная работа. 

Другую грань дискуссии обозначили художницы Елена Демидова и Наталья Никуленкова. Демидова, представляющая art&science, говорила о возможных новациях в будущем, когда человеческие тела будут дополняться технологическими девайсами ради расширения границ возможного. Никуленкова поведала о художественной инициативе «Союз выздоравливающих», основная задача которой – реабилитировать безумие в художественном, интеллектуальном, институциональном аспектах. 

Лада Александрова, к.п.н., преподаватель МГППУ, обратила внимание на важность плюрализма точек зрения при формировании критериев оценки инклюзивных проектов. Ориентируясь на профессиональные критерии оценки, не стоит забывать и о самых простых – зрительском «понравилось или не понравилось».

Члены кураторской группы поделились выводами, к которым они пришли в ходе работы над проектом «Искусство быть». Наталья Гончарова начала свое выступление с опровержения расхожего мнения о том, что современное искусство крайне далеко от нужд человека, тем более от человека с ОВЗ: «В искусстве содержатся смыслы, рожденные окружающей реальностью. Оно вполне способно стать своего рода проводником между человеком и современным миром, предоставляя возможность в безопасном пространстве выставочного зала смоделировать ситуации и включиться в их осмысление на игровом, чувственном и интеллектуальном уровнях». Н. Гончарова подчеркнула важность открытого контура художественного произведения, дающего возможность посетителю стать частью истории художника. Надежда Гура сконцентрировала внимание на социокультурном формате проекта «Искусство быть». Она подчеркнула важность работы с проблемой исключенных сообществ: ведь введение людей с инвалидностью в состав аудитории музея перенастраивает оптику социума. «Открыть двери недостаточно, нужно выстроить систему коммуникации. Одним из важнейших аспектов является вариативность способов связи», - говорит Н. Гура.  Также она рассказала о трансформации прикладного инструмента – аудиогида – в художественное произведение, вносящее новые смыслы, благодаря творческой работе авторов сценария М. Райцес и А. Лялиной.

Ларисе Гринберг опыт работы в проекте «Искусство быть» позволил выделить некоторые виды инклюзии – логистическую, эмоциональную и интеллектуальную. Говоря об интеллектуальной инклюзии, она остановилась на таком важном явлении, как формат easy to read – текст должен быть понятен самой разной аудитории. Л. Гринберг пришла к важному выводу об универсальности инклюзивных коммуникативных практик: «В проекте «Искусство быть» мы культивируем активную позицию, давая возможность зрителю стать полноценным соучастником культурного процесса. Создавая инклюзивное пространство, выставка доказала, что инклюзия, с набором техник и приемов, направленных на снятие барьеров восприятия искусства, позволяет выстроить диалог с широкой аудиторией, а не только с людьми с ОВЗ».

На круглом столе присутствовали студенты факультета дистанционного обучения МГППУ, знакомые с выставкой «Искусство быть», и команда проекта смогла непосредственно ознакомиться с мнением зрителей и обсудить ряд вопросов, связанных с включением людей с инвалидностью в аудиторию музейных проектов. 

Ирина Скуратовская, психолог, эксперт фонда «Гольфстрим» подвела итоги годичного проекта «Искусство быть»: суммарная посещаемость выставок и мероприятий параллельной программы составила 57 тыс. человек. Опыт команды проекта аккумулирован в двух изданиях: каталоге «Искусство быть» и методическом пособии «Искусство инклюзивного диалога». С изданиями можно ознакомиться в Медиатеке РОСИЗО-ГЦСИ.

В круглом столе также приняли участие: Мария Бильдина, «Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая»; Юлия Зимова, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ; Анна Шереметева, медиатор.

Команда анонсировала продолжение работы над инклюзивным проектом «Искусство быть» в течение двух ближайших лет. Уже запланированы выставки в Выксе, Краснодаре и музее «Царицыно» в Москве. 

Мы благодарим всех участников и зрителей за насыщенную дискуссию. 

Другие новости
все новости