en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Итоги Международного передвижного симпозиума NEMOSKVA
Все новости

8 сентября 2018 года завершился Международный передвижной симпозиум по транссибирской магистрали, инициированный РОСИЗО при поддержке Министерства Культуры РФ в рамках проекта NEMOSKVA.

Организаторы: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Стратегический партнер: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Официальный партнер: ПАО «Сибур холдинг»

Соорганизаторы: Центр изящных искусств BOZAR (Брюссель, Бельгия)

Партнер лекционной программы: Представительство Европейского Союза в Российской Федерации

При поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов

 

Комиссар проекта и автор идеи: Алиса Прудникова

Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA стартовал в Москве 13 августа и завершился во Владивостоке 8 сентября, преодолев 9288 км пути, 7 часовых поясов, отработав 27 дней насыщенной выставочно-просветительской программы, включающей более 50 мероприятий в 13 городах России: Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Тобольске, Тюмени, Омске, Томске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске и Владивостоке.

Цели проекта: выйти на новый уровень взаимодействия между региональными сообществами и художниками, исследовать специфику культурной и художественной среды в городах, расширить горизонтальные связи между региональными художественными сообществами, предоставить новые возможности для  международного сотрудничества и профессиональных контактов с зарубежными специалистами.

Главным результатом симпозиума стало создание профессионального международного сообщества специалистов в области современного искусства, которое объединило более 50 зарубежных и более 70 российских руководителей культурных институций, кураторов, практиков и теоретиков современной культуры. От города к городу эксперты изучали специфику культурной и художественной среды на местах, проводили лекции и дискуссии по самым проблемным вопросам в области современной культуры, знакомились с местными арт-институциями и актуальной художественной средой. В работу симпозиума были активно включены региональные специалисты, которые на подготовительном этапе представили анализ культурной ситуации своих регионов в виде 28 исследовательских статей.

ИТОГИ СИМПОЗИУМА NEMOSKVA

Дискуссионная программа. В каждом из 13 городов состоялись дискуссии о формировании культурного ландшафта в регионах, дискурсе современного искусства, влиянии крупных региональных проектов на развитие культурной среды, поиске идентичности и территориальной специфики искусства на местах, создании и функционировании локальных арт-институций и образовательных платформ, горизонтальных связях между регионами, о том, что такое «современное» в отдельном локальном контексте. По ходу передвижения симпозиума участники размышляли о воплощении главных целей проекта: создании онлайн и оффлайн ресурсов о региональном современном искусстве, открытии новых арт-институций и образовательных площадок в городах-участниках проекта, организации выставочных проектов NEMOSKVA в Центре изящных искусств BOZAR, в Москве и проведении передвижных выставок в регионах России, странах СНГ и БРИКС.

Работа с региональными творческими деятелями. Одной из важнейших частей программы стало ревю идей проектов. Авторы каждого региона предъявляли идеи в разном формате: от профессионально собранных портфолио до набросков на тетрадных листах, показав медийное разнообразие и локальную специфику. В результате эксперты отобрали 289 художественных идей. Некоторые художники получали предложения о сотрудничестве - от приглашения в арт-резиденцию до участия в кураторском проекте.

Передвижная выставка. Параллельно симпозиуму из города в город передвигалась выставка идей художественных проектов «Большая страна – большие идеи» как начинающих, так и уже известных авторов, среди которых Павел Отдельнов, арт-группа ПРОВМЫЗА, Артем Филатов, Андрей Сяйлев, Сергей Потеряев. Выставка была представлена в виде авторских стендов, разработанных в партнерстве с архитекторами Rhizome Group.  Куратор выставки – Александр Буренков, лауреат премии Инновация в номинации Куратор Года (2017).

Открытые лекции. В каждом городе в рамках проекта проходили публичные лекции на самые актуальные темы в области современного искусства и культуры общей сложностью более 30 часов с общим числом посетителей 1500 человек. Всего за время симпозиума состоялось 12 лекций, каждую из которых можно посмотреть на сайте партнера проекта Colta.ru. Публичная лекционная программа Международного передвижного симпозиума NEMOSKVA разработана РОСИЗО. Активную поддержку в приглашении лекторов оказало Представительство Европейского Союза в Российской Федерации. Куратор публичной программы – Антонио Джеуза, руководитель научно-методического отдела РОСИЗО.

Участие региональных культурных институций. Образовательно-выставочная программа симпозиума – дискуссии, открытые лекции и передвижная выставка «Большая Россия – Большие идеи» – прошла в ключевых культурных институциях городов: Волго-Вятском филиале РОСИЗО (Нижний Новгород), Музее современного искусства PERMM (Пермь), Уральском филиале РОСИЗО и Ельцин-центре (Екатеринбург), Музейном комплексе им. И.Я.Словцова (Тюмень), Областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (Омск), Сибирском филиале РОСИЗО, Музейном центре «Площадь Мира» (Красноярск), в Галерее Виктора Бронштейна (Иркутск), ЦСИ «Заря» (Владивосток).

В неофициальной программе симпозиума участники проекта посетили более 20 выставочных пространств, среди которых: мастерская «Тихая», галерея «9Б» и FUTURO в Нижнем Новгороде, Пермская художественная галерея, Фонд поддержки культурных инициатив «Новая коллекция», Центр Городской культуры в Перми, Уральский филиал РОСИЗО, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Арт-резиденция в ОмГТУ, галерея «Левая Нога» и «Маячок» в Омске, Сибирский филиал РОСИЗО в Томске, «АртЕль» в Новосибирске, мастерская Андрея Поздеева и галерея THEBADGUYS в Красноярске, галерея DIAS, областной художественный музей им. В.П.Сукачева в Иркутске, арт-пространство «Точка» в Улан-Удэ, Дальневосточный художественный музей в Хабаровске, галерея «Арка» и «АртЭтаж» во Владивостоке.

 

Фотогалерея симпозиума, обзорные исследования регионов, полный список экспертов и другая информация о проекте представлены на сайте http://www.nemoskva.art.

Что будет дальше:

– Идеи художников будут отобраны экспертным советом проекта, начнется работа над выставкой в центре изящных искусств BOZAR в 2019 году;

– По документальным материалам симпозиума NEMOSKVA будет создан фильм, премьера которого намечена на конец 2018 года;

– Собранные в ходе симпозиума сведения о художниках регионов дополнят исследования РОСИЗО, что станет важной обобщающей базой данных для работы с российским современным искусством кураторов из России и всего мира;

– РОСИЗО продолжит выстраивание и укрепление каналов связей между регионами, в т.ч. на базе своих филиалов инициативой нового сетевого формата сотрудничества.

Что говорят участники:

Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО, комиссар и автор идеи проекта NEMOSKVA:

«Сетевая суть РОСИЗО-ГЦСИ подтолкнула нас к тому, что многолетний опыт работы нашей институции должен быть по-новому осмыслен. Самые важные вопросы, которые мы ставим перед собой: Что такое современность в разных городах и регионах России? Как сегодня пишется история современного искусства? Чем мы интересны остальному миру? Главное, что мы поняли за время работы проекта - современное искусство есть везде. Это разные форматы, медиа и технологии, но самое главное, это образ мышления, у которого нет территориальных барьеров. У проекта NEMOSKVA открытый финал. Мы будем работать над архивированием и оцифровкой собранного архива, над финальной выставкой в центре BOZAR, над выставками, которые будут показаны в Москве и других городах. Зарубежные эксперты уезжают от нас послами российского искусства, в разных городах у многих из них возникали кураторские идеи, нацеленные на дальнейшее партнерство».

Ирина Бурбо, менеджер благотворительной программы «Формула хороших дел» ПАО «СИБУР Холдинг»: «Для СИБУРа, как для компании, представленной в разных городах   России, особенно важно, что проект NEMOSKVA открывает окна возможностей для художников, создает горизонтальные связи между территориями, объединяет людей и создает смыслы. В рамках программы «Формула Хороших Дел» ежегодно мы отбираем и поддерживаем региональные социально-значимые инициативы. Надеемся, что опыт и знания, которыми поделились эксперты проекта NEMOSKVA дадут новые импульсы к развитию культурных проектов».

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина: «Почему наш благотворительный фонд решил поддержать этот проект? На самом деле, у нас даже не было в этом сомнений, ведь NEMOSKVA про всё то, что поддерживает наш фонд: про профессионализм, про партнерство, про креативность и творчество, про лидеров, которые нужны всем нам, про то, как мы можем изменить не только себя, но и мир вокруг. Мы поддерживаем тех людей, которые готовы что-то менять и для кого творчество - не пустой звук. Ведь творчество - это то, что позволяет нам развиваться, рисковать и экспериментировать, это то, что делает нас инновационными и меняет нашу жизнь к лучшему».

Александр Буренков, куратор выставки «Большая страна – Большие идеи»: «Проект NEMOSKVA – скетчевая экспедиция. Проехав 13 городов, мы уже имеем представление о разных регионах, где современное искусство существует фактически без институциональной поддержки. Мы попытались понять типичность и специфичность регионов, их уникальные свойства в международном масштабе, социологические и географические связи. Можно говорить о том, что в России регионы автомизированы, а внутренние связи, скорее, отсутствуют. Культурные сцены разных регионов не взаимодействуют друг с другом, и художники умудряются устанавливать собственные параллельные коммуникации вопреки отсутствию налаженных институциональных».

Барт ван дер Хейде, главный куратор Музея Стеделик Stedelijk Museum (Голландия): «На мой взгляд, организуя биеннале или любой другой культурологический проект важнее даже не само представленное искусство, а то, что в этот момент мы создаем аудиторию. Мы даем коммуникацию и рождаем поводы для удивления и просвещения».

Дитер Рульстрате, куратор и преподаватель Нойбауэрской коллегии по культуре и искусству при Университете Чикаго (Бельгия): «Диалектика «центр-периферия» для меня устарела и не имеет значения. Я предпочитаю использовать простой гегелианский подход – синтез. Провинциализм может существовать везде, люди в центре могут быть ленивыми и не создавать нового. В ходе симпозиума я убедился, что люди периферии работают лучше, создают более новаторское современное искусство. Ведь для них это борьба, драка. Им приходится идти в гору. На этом сопротивлении всегда появляется что-то стоящее».

Екатерина Шарова, куратор, консультант Международной квинтиеннале искусства малых народов в Оттаве (Россия): «Для молодых художников, которые пришли на ревю, необходимы образовательные инициативы и менторская поддержка.  Если бы у них были финансовые возможности и опыт взаимодействия с менторами, они выдавали бы гораздо более эффектные проекты».

Сара Уилсон, профессор Института искусств Курто в Лондонском университете (Великобритания): «Благодаря ревю у нас появилось ощущение того, что происходит в актуальном искусстве прямо сейчас, в этот момент! Мы повстречали немало выдающихся немолодых художников, которым просто негде себя проявить, и они еще не теряют надежды. Иногда черта между любительской практикой и профессиональной работой была тонка, иногда все было замечательно: то, как художники используют традиционные мотивы и образы, чтобы раскрашивать фасады, как вдохновляются производственными, фабричными площадками, вроде проекта пермской художницы для Дагестанской ГЭС».

Сяоюй Вэн, младший куратор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (США): «У региональных художников есть способность говорить на глобальном языке искусства. Не нужно стереотипировать местный контекст, как это происходит сейчас в некоторых местных коммерческих галереях. Нужно привлекать международных кураторов и художников – вертикальные связи важны точно так же, как и горизонтальные».

Жуан Лайя, независимый куратор и писатель, автор проекта HYPERCONNECTED Московской Международной биеннале современного искусства (Португалия ):  «Проект NEMOSKVA очень амбициозный и немного сумасшедший! Сама идея посетить на поезде столько городов за такой короткий срок и в каждом провести и выставку, и ревю, и лекции – это казалось немыслимым. Иногда знакомство с локальным контекстом действительно было немного поверхностным, как можно углубиться в локальную культуру за один день? Но, тем не менее, интерес и любопытство к местным художникам, участвующим в ревю всё компенсировали. В поезде у нас было время для неофициальных обсуждений и подведения итогов по каждому городу между собой!».

Антонио Джеуза, руководитель научно-методического отдела РОСИЗО (Россия): «Беседуя с художниками во время всей нашей поездки я слышал голос жертвы, чувствовал нехватку образовательных инициатив. Самая главная проблема, которая сейчас существует на региональной сцене – это проблема отсутствия корпоративности. В России не развиты горизонтальные связи».

Яра Бубнова, директор Центра современного искусства (София): «Очень большая дистанция между локациями, людьми и их опытом. Нужно время, чтобы осознать, что мы видели и с чем имели дело. Я бы хотела посоветовать всем, кто сталкивается с так называемой «ситуацией на местах» и работает в регионах – чаще встречаться и общаться. Центр видит себя переоцененным. Регионы видят себя недооцененными. И в обоих случаях дистанцирование и непонимание идет с обоих сторон. Вторая проблема: на ревю мы встречали художников всех поколений, и молодые авторы совершенно не ценят то, что делают. Многие хорошие авторы с отличными идеями не считали себя художниками. Определенно, пока недостаточно времени оценить нашу собственную роль в большом деле “Немосквы”, но я невероятно благодарна всем организаторам и инициаторам проекта, которые отважились «упаковать» первоклассный экспертный состав, поместив их в условия, в которых они забывали о своих регалиях и всё внимание уделяли другим».

Дэвид Эллиот, заместитель директора и старший куратор музея современного искусства Reditory (Великобритания):  «Этот был фантастический и богатый опыт! Утомление и усталость того стоили. Готовясь к проекту, я читал мемуары людей, проехавших Транссиб, но книги не идут  ни в какое сравнение с реальностью. Пейзаж и ландшафт по ходу нашего движения всё время менялись. И менялись люди, общение с которыми – главная польза и важность проекта. Я был в России много-много раз, начиная с 60-х, но никогда не переживал столь интересного опыта. Было очень интересно узнать, какие идеи живут в головах молодых художников, однако осознание приходит постепенно».

 

Пресс-материалы о каждом городе симпозиума и фотографии можно найти по ссылке. Автор фото: Лада Певунова

https://drive.google.com/drive/folders/1NyAAa4eGNYQ6JbSFx1jWFyV6-hSTB8gq

------------------------------------------------------------------------------------------------

Проект NEMOSKVA инициирован в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества. 

Другие новости
все новости