В канун памятного дня Великой Победы в Центральном Выставочном зале г. Перми будут показаны шедевры столичных музейных коллекций: агит-плакаты 1930-40 гг. и подлинные рисунки В. Дени, П.Я. Караченцова, Н.А. Кокорекина, А.А. Долгорукова и других известных художников и арт-содружества Кукрыниксы. Главным смысловым акцентом этого проекта будет «Конный портрета Маршала Жукова» кисти Народного художника РСФСР Василия Яковлева – огромное живописное полотно 2х3 м. Выставка отражает путь советского «искусства агитации» в едином историко-стилевом контексте. Дополнит экспозицию графика на военную тематику пермских художников.
Выставка из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» знакомит с коллекцией агитационной и сатирической графики, созданной во время Великой Отечественной войны и в предвоенное десятилетие. Экспозиция объединила хрестоматийные произведения с забытыми работами, которые не экспонировались более 50 лет. Малотиражные агитационные политические плакаты были задуманы как один из видов идеологического оружия. Отпечатанные ручным способом, они составляют тематическое ядро выставки «Арт.поддержка». Издавались листы буквально друг за другом с 1937г. Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС), размещались в окнах здания агентства, распространялись по стране, вывозились на фронт. Срок изготовления плакатов составлял всего несколько часов.
Среди первых военных плакатов, расклеенных на стенах домов 23 июня 1941, был лист содружества трех художников Кукрыниксов - «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».
Над графическими листами работали более 130 художников и около 80 поэтов. Плакаты отражали знаковые события на фронте, в международной политике и в тылу – всего за пять лет войны московской редакцией было создано около 1500 плакатов общим тиражом свыше 2 млн. экземпляров.
Впервые в Перми представлен «Конный портрет Маршала Жукова» кисти Василия Яковлева, который по праву можно назвать ключевым экспонатом выставочного проекта. Выставленный в 1957г. на пленуме ЦК КПСС портрет, изображающий Маршала победы восседающим на коне Кумире, на котором Жуков принимал Парад Победы в 1945 на фоне поверженного Берлина, портрет получил спорную оценку со стороны партийных деятелей, шквал критики и по некоторым источникам – обвинения в «бонапартизме». Но обожаемый советским народом великий полководец стал для всех Маршалом Победы несмотря ни на что. Его любили, его почитали, в его честь слагали стихи, писали его портреты.
Для справки: всего существует три варианта данного портрета Маршала Жукова. Народный художник РСФСР В. Яковлев написал полотно, не встречаясь с Жуковым и не ставя его в известность еще в 1945 году. О существовании ее сам Жуков узнал всего за два месяца до пленума. К тому времени художник умер. Картина Жукову понравилась. Как вспоминал он позже, понравилась потому, что он почувствовал любовь художника к Советской Армии, разгромившей фашистскую Германию. Жуков велел сдать картину в Музей Советской Армии: «Может, когда-нибудь пригодится». Когда Хрущев решил избавиться от слишком популярного маршала, о картине вспомнили, вывесив ее в Кремле на обозрение участников пленума. В архивном деле с материалами к октябрьскому Пленуму ЦК КПСС есть фотография картины, на оборотной стороне которой имеется надпись: «Художник В. Н. Яковлев. «Победа», 4 м х 3 м (из ВЦСПС), в данный момент работа на реставрации. В конечном итоге картину надолго запрятали от глаз народа. Другой вариант художника - «Г. К. Жуков на коне», 298 х 198 см». Оба варианта картины находятся в фонде РОСИЗО. Экспонируемый портрет поступил в Дирекцию художественных выставок и панорам от автора 25.10.1945. В 1951 году был передан в Загорский Архив художественных произведений, в фонды Архива поступили в ГМВЦ «РОСИЗО» в 1992 году. Третий вариант картины обрел пристанище в Музее обороны Ленинграда.
Выставка «Арт. Поддержка» призвана показать как изобразительное искусство, обладая мощной силой воздействия, помогало укрепить веру в Победу, приблизить ее и закрепить в сознании народа образы и имена победителей.
Нажимая на кнопку "Узнать первым" Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.