сайт находится в стадии обновления
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка "Прибытие поезда"
Государственный центр современного искусства в составе "РОСИЗО" совместно с Фондом культуры "ЕКАТЕРИНА" представляют выставку "Прибытие поезда"
Все события

Масштабный выставочный проект "Прибытие поезда" объединяет свыше ста работ отечественных и зарубежных художников и размещается в пространстве Фонда культуры "ЕКАТЕРИНА". Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническими символами перемен и неумолимого движения истории вперед.

Образ поезда выступает организующим элементом выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении — зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.

Виталий Пацюков, куратор проекта: "Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках — в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, киноавангарде и видеоарте, в живописи, музыке и литературе.

Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю. Здесь нам встречается и траурный поезд с телом Ленина, и поезд Великой Победы, и вагон, который возвращает из Германии почившего Чехова в морозильном отделении для устриц, а также, индустриальные поезда Транссибирской магистрали, отправленные в будущее.

Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации. Мы показываем его максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически. Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него".

В начале экспозиции мы попадаем в "Исторический поезд". Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречают братья Люмьер и их "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", впервые представленное публично больше столетия назад, а также "Необыкновенное путешествие" Жоржа Мельеса, "Бесшумные поезда" Томаса А. Эдисона, фильмы Ман Рэя и Григория Александрова, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступает Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда, по которой стремительно удаляется навстречу восходящему солнцу поезд с героями Алексея Германа.

В видеокомпозиции "Транссибирская сюита" Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне движущегося состава, под ритм стука колес и монтажных фраз музыки Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Джона Колтрейна и Джимми Хендрикса проносятся ключевые полотна века — солдаты Михаила Ларионова, крестьяне Казимира Малевича, летающие Марка Шагала, импровизации Василия Кандинского и образы орфического кубизма Сони Делоне. Завершает эту часть экспозиции знаменитый видеоклип Бориса Гребенщикова "Этот поезд в огне", направляя наше движение в пространство фильма Виктора Семенюка "Казенная дорога".

Перед входом на второй этаж зрителя встречает инсталляция Владимира Смоляра "С точностью до размерности" - вокзальные часы, фиксирующие не только секунды его пребывания на выставке, но и основной ряд физических констант, определяющих положение человека в космосе. Музыку к инсталляции написал итальянский композитор Паоло Риччи.

Пространство "Миростроительное депо" рассказывает о достижениях советского кинематографа 1920−30-х годов через фрагменты фильмов "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова, "Пасифик 231" Михаила Цехановского, "Кинопоезд" Александра Медведкина и "Дела и люди" Александра Мачерета. Далее через видеообраз Глеба Косорукова "Девушка, поющая Интернационал в подмосковной электричке" мы переносимся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как "Большое ограбление поезда" и "Серенада солнечной долины".

Включаясь в ритмические звуки оркестров Глена Миллера и Дюка Элингтона, наш поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом "Take the A Train" Владимира Янкилевского, видеоработами Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда вновь возвращает нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади.
Особое место в "Депо" занимают графические композиции, разрабатывающие тему движения локомотива в разнообразных творческих системах: воспевающие индустриальную мощь поездов конструктивистские плакаты, проективные чертежи Якова Чернихова, коллажи Алексея Гончаренко и пространственная аксонометрия Сергея Резникова. Здесь же зритель увидит состоящую из светокинетических объектов и видеопроекции многоуровневую инсталляцию Аллы Урбан, запись спектакля знаменитого норвежского VERDENSTEATRET, скульптурную композицию Владимира Сафарова, соединяющую визуальный контекст "Большого стекла" Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.

Заключительный раздел выставки "Место действия — поезд" обогащает смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.

Открывает раздел новая работа Константина Батынкова "Композиции с образом поезда", рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного "Поезда Победы" 10 мая 1945 года. Эти залы позволяют увидеть новейшие живописные системы — композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями радикальной визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела — соцреалистическая работа Кузьмы Николаева "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске" из коллекции РОСИЗО.

Литературно-театральные ассоциации представлены в "зале Анны Карениной", отмеченном своеобразным эпиграфом — серией объектов Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, при внимательном рассмотрении предлагающей новую драматургию романа, где творческая игра ребенка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Контрапунктом зала становится видеодокументация спектакля-перформанса Дмитрия Крымова "Тарарабумбия", визуальная структура которого построена как шествие и одновременно как движение поезда с телом Чехова, прибывшего из Германии в вагоне-морозильнике для устриц.

Дополняет эту тему стремительно передвигающийся в обратной перспективе Павла Флоренского поезд Анны Ефремовой, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в трансцендентальный вокзал Леонида Тишкова — пространство между мирами, место встречи и прощания, "До свидания друг мой…". Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда указывает на ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского — плацкартный железнодорожный вагон, равномерно покачивающийся, мерцающий своими окнами, наполненный тревогой и надеждой, обращенный к нашему детству. Особое место в этой философской арт-территории занимает "кабинет" Вадима Абдрашитова, мастера новейшего киноязыка, использующего образ поезда в радикальной социо-культурной драматургии.

Завершается выставка интегральным проектом Сергея Филатова, вобравшим звуки железных дорог, депо и вокзалов. Это редимейдный акустический мир обнаруживает симметрию и транслирует свои сигналы в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача "Следующая станция Chinatown (Россия — Китай)".

Стрела Транссибирской магистрали здесь устремляется на Восток, где зритель и заканчивает свое путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывая в своем сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.

Снимок экрана 2018-04-05 в 22.21.14.png

Даты проведения: 23 марта — 20 мая 2018 года

Место проведения: Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

Адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост, дом 21/5

Кураторы: Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева

Архитектор выставки: Константин Ларин

Возрастное ограничение: 6+


Скоро:
Интермузей-2018
Календарь событий
2015 2016 2017 2018
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
март
апрель
июнь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
О курсе
Интермузей-2018