en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
4-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Тема 2017 года — «Новая грамотность» — посвящена труду и досугу недалекого будущего и предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической и культурной сферах.

14 сентября открывается для публики Уральская индустриальная биеннале— один из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства, который организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе «РОСИЗО» в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года. Биеннале предлагает новый вектор развития территории, использует искусство как актуальный ресурс и делает индустриальную специфику Урала постоянной темой этого культурного проекта, что позволило ему занять уникальное место в международном биеннальном движении.

Учредитель: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе Государственного музейно-выставочный центра «РОСИЗО»
Соучредители: Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга
Организатор: Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО»
Соорганизатор: Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ»
Генеральный партнер: компания PRINZIP
Стратегический партнер: Государственная корпорация Ростех

Комиссар биеннале: Алиса Прудникова
Куратор основного проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале: Жоан Рибас (Португалия)
Место проведения: Екатеринбург и города Уральского региона

Экспозиция основного проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале будет представлена на площади более 6 500 квадратных метров в бывшем здании Уральского приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга. География масштабного проекта включает в себя 27 городов, привлекает свыше 70 художников из 23 стран, задействует 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Протяженность маршрутов программы арт-резиденций составит 19 000 километров. Запланировано более 100 часов образовательной и интеллектуальной программы.

Тема этого года — «Новая грамотность» — посвящена труду и досугу недалекого будущего и предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической и культурной сферах.

В основном проекте представлены работы авторов разных поколений и направлений, от ранних киноэкспериментаторов до актуальных медиа-арт художников. Так, Баби Бадалов представит свою работу RainCarNation. Уго Канойлас в своей монументальной росписи “Кошка играет с серпом” предложит считать время идущим от будущего к прошлому. Саша Паперно выступит в необычной для себя роли автора большого site-specific проекта. Инсталляция Паперно представит пространства и образы, связанные с телесной, идеологической, эстетической и архитектурной историей – она построит лирическую инсталляцию трехкомнатной хрущевской квартиры. Среди художников основного проекта: арт-группа ЖКП (Россия), Кристина Кубиш (Германия), Роберт Моррис (США), Мелвин Моти (Нидерланды), Петра Кортрайт (США), Кирилл Преображенский (Россия), и другие художники из России, Португалии, Анголы, Кипра, Германии, Франции, Великобритании и Аргентины.

Впервые Алисой Прудниковой, комиссаром биеннале и по совместительству одним из идеологов проекта, была  представлена концепция творческого индустриального кластера «Октава» и Музея Станкостроения, которые будут открыты в этом году в Туле. Кластер «Октава» включает в себя не только музей, но и Высшую техническую школу, комфортное городское пространство для досуга и отдыха, арт и образовательное направления. Проект реализуется при поддержке Госкорпорации Ростех – стратегического партнера биеннале, а также частного инвестора Михаила Шелкова и губернатора Тульской области Алексея Дюмина и правительства региона.

В программе арт-резиденций примут участие художники из Финляндии, Мексики, Швейцарии и России. Их работы можно будет увидеть на Сысертском фарфоровом заводе, Белоярской атомной станции и других индустриальных центрах, многие из которых впервые открывают двери для посетителей. Швейцарский художник Руди Дессельер уже 15 лет исследует металл как источник звука. Специально для биеннале он создаст пространственную инсталляцию совместно с Кыштымским медеэлектролитным заводом в усадьбе Демидовых. Знаменитый мексиканец Гектор Самора совместно со Свердловской железной дорогой и заводом «Уральские локомотивы» представит саунд-перформанс с участием работников РЖД. Ханналеена Хейска из Финляндии покажет объектно-графическую инсталляцию с использованием древесного угля и предметов, найденных в помещениях Приборостроительного и Сысертского заводов. Нина Бисярина построит тотальную инсталляцию с плавающими островами, основанную на её детских воспоминаниях, дополненную анимационным фильмом. Художница Женя Мачнева с помощью техники шпалерного ткачества, создаст текстильную копию Каслинского павильона – единственного в мире архитектурного сооружения из чугуна.

На сцене Центра культуры и искусства «Верх-Исетский» состоится один самых ярких проектов перформанс-платформы биеннале – оратория «Огни Урала». В основе произведения лежит либретто писателя Николая Харитонова, созданное в 1932 году к годовщине Октябрьской революции. Либретто рассказывает историю становления заводов уральского региона. Оригинальный текст был переработан драматургом Ириной Васьковской, музыка написана композиторами Карло Чичери (Швейцария) и Дмитрием Ремезовым (Россия). В site-specific проекте участвуют танцовщики театра "Провинциальные танцы" под руководством Татьяны Багановой, режиссер Андрей Смирнов (Москва, Liquid Theatre), художница Елизавета Дзуцева (Москва, Liquid Theatre, мастерская Дмитрия Крымова), хор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, ансамбль современной академической музыки InterText.

Программа специальных проектов, связанная с индустриальной тематикой, позволит раскрыть смысловые доминанты биеннале. Так, например, проект Кати Сиверс и арт-центра GRAD - ShadowMemory app - представляет собой мультидисциплинарную платформу для художественных высказываний в контексте городской среды. Авторизовавшись через это приложение, выбрав город и сценарий, пользователь узнает начальную и конечную локации, длительность и общие границы маршрута. Следующие точки открываются по ходу движения, отслеживаемого через геолокацию.

12 сентября состоится презентация новой масштабной работы Тимофея Ради на крыше Приборостроительного завода.

Параллельная программа объединяет культурные институции Екатеринбурга и Уральского региона. 23 независимых проекта развивают тему «Новая Грамотность» и разрабатывают проблематику развития городской среды в индустриальный и постиндустриальный периоды, ее преломления в художественных практиках и судьбах как местных, так и зарубежных авторов. Одна из самых заметных экспозиций “Приручая пустоту. Современное искусство Урала” после Индустриальной биеннале будет представлена в ГЦСИ в Москве.

В этом году важной частью проекта станет Университет Биеннале. Университет начинает работу с Симпозиума, проходящего в лекционном зале Приборостроительного завода в дни открытия, 13-16 сентября. Цель – познакомить аудиторию с новинками технологического мира и тем, как они трансформируют повседневность; в фокусе будут новые технологии, промышленный дизайн, цифровое гуманитарное знание, спекулятивная архитектура и философия техники. Среди спикеров: Герт Ловинк (Амстердам) – профессор медиа-теории Европейской высшей школы, создатель концепции «тактических медиа», Ирина Аристархова (Мичиган) – старший преподаватель школы Искусства и Дизайна STAMPS, специалист по гендерным исследованиям, Лев Манович (Нью-Йорк) – профессор Городского университета Нью-Йорка, директор Cultural Analytics Lab, один из ведущих мировых теоретиков цифровой культуры, включенный в список «50 людей, создающих будущее» по версии журнала The Verge. Записи лекций и архивы с презентациями участников будут доступны для широкой публики — на сайте Симпозиума.

Акцент мероприятий образовательной программы принципиально сделан на практике со-участия – зритель из пассивно воспринимающего информацию слушателя превращается в создателя новых смыслов и интерпретаций.

23-24 октября состоится международный форум «Культура как предприятие» при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. Форум соберет вместе кураторов, создателей культурных центров, топ-менеджеров сферы культуры и учёных, занимающихся полевыми исследованиями в области культурной экономики. Зарубежные и российские спикеры, от архитекторов до экономистов, поделятся полезными кейсами и методами, удобными для использования в региональном культурном управлении. Выступит Николя Буррио, легендарный французский куратор, создатель «эстетики взаимодействия» и со-основатель Palais de Tokyo, сейчас занимающийся созданием Центра современного искусства в городе Монпелье. С Keynote-докладом выступит Энди Прэтт, со-автор первого аудита культурных инициатив Лондона, создавший методологию оценки «культурной экономики», которой пользуется Комиссия ООН по торговле и развитию. Опытом создания музея поделится Ксавье Декто, хранитель Искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии, запускавший филиал Лувра в городе Ланс и руководивший им в течение 5 лет. О неформальных культурных экономиках российских регионов расскажет Виталий Куренной, основатель и руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ, Москва. Цель каждого доклада — представить методы и кейсы, применимые в локальном контексте; цель форума — обсудить режимы взаимодействия бизнесов с формальными и неформальными культурными агентами.

За семь лет работы Индустриальной биеннале выросла сильная творческая команда молодых профессионалов – сотрудников Уральского филиала Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО». В 2017-м году они создали масштабные проекты, которые стали важными составляющими программы биеннале, помогающими наиболее полно и разнообразно раскрыть тему «Новая грамотность».
Владимир Селезнёв. Специальный проект биеннале в Нижнем Тагиле – «МИРОСТРОЕНИЕ».
Светлана Усольцева. Специальный проект в Тюмени – «Работа никогда не завершается».
Дмитрий Москвин. Специальный исследовательский проект – «ТАБУ. Территория авангарда Большого Урала».
Анна Литовских. Художественное исследование Приборостроительного завода.
Женя Чайка. Программа Арт-резиденций.
Ольга Комлева. Оратория «Огни Урала».


Официальный сайт биеннале: www.uralbiennale.ru

Календарь событий
2021 2016 2015 2024 2016 2017 2018 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
ноябрь
июнь
апрель
сентябрь
ноябрь
август
ноябрь
октябрь
сентябрь
апрель
март
апрель
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
февраль
март
апрель
май
март
май
июнь
апрель
июнь
июль
июнь
август
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
январь
февраль
март
февраль
апрель
март
апрель
март
май
апрель
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
июль
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
октябрь
декабрь
октябрь
февраль
март
апрель