Выставочный проект «Театральная сказка»
Дата проведения: 5 декабря 2019 г. – 16 февраля 2020 г.
Место проведения: Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас»
Адрес: г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево
ВТ–ПТ, ВС: 10:00 –18:00; СБ: 10:00 – 21:00
В рамках Года Театра 5 декабря 2019 года в 16.00 Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» совместно с Музеем Большого театра России и Союзом художников России в выставочных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас» открывают выставку «Театральная сказка».
Выставка показывает волшебный мир, который открывается зрителю в оперных и балетных спектаклях, основанных на сказочных сюжетах. Первым таким балетом на театральной русской сцене стал «волшебно-героический» спектакль «Руслан и Людмила» 1821 года. После этого сказочные мотивы вдохновляли многих композиторов, хореографов, сценографов.
Работа театрального художника состоит не только в выражении идейного замысла спектакля, но и в создании динамичной среды, где внешний облик соответствует сущности музыки или хореографии. Декорации к опере и балету всегда решают пространственные задачи. Костюм в создании образа и передаче характера персонажа имеет ключевое значение: если в опере он часто бывает массивным, объемным, то в балете он должен быть легким, удобным для танца, подчеркивающим структуру тела и движение.
Долгое время работа художника в театре не была первостепенна, ее роль переменилась в 20 веке в значительной мере благодаря влиянию дягилевской антрепризы. Именно тогда в театр пришли выдающиеся художники своего времени. Константин Коровин своим появлением в Большом театре впервые заявил себя как художник, который творил вместе с режиссером или балетмейстером. Именно тогда декорация перестала быть просто фоном, а превратилась в полноправный действующий элемент спектакля. На выставке представлены эскизы к балету «Щелкунчик», выполненные Константином Коровиным совместно с Василием Дьячковым. Прекрасно чувствуя и понимая стиль Коровина, Дьячков был его правой рукой в деле изготовления костюмов.
Истории балета «Щелкунчик» уже более ста лет, этот спектакль непременный атрибут рождественско-новогодних празднеств в музыкальных театрах по всему миру. Он пережил множество трактовок. Костюмы для версии балетмейстера Юрия Григоровича создал театральный художник Симон Вирсаладзе. Главными цветами спектакля художник выбрал серый, черный, сиреневый, а в ослепительно белом и ярко-красном появляются только главные герои. В 1995 году исполнителем партии Принца в Большом театре стал Николай Цискаридзе, его прекрасный красно-золотой мундир из шелка, атласа и пайеток стал украшением экспозиции.
Постановка «Золушка» 1945 года еще раз подтверждает выражение, что лучшие сюжеты для балетов — это сказки, с волшебными превращениями, придворными балами, историей, где замарашка превращается в настоящую принцессу. «Золушка» —классический, пышный, праздничный, помпезный балет. Одним из главных героев создания этой феерии стал художник Петр Вильямс – это он воплотил ослепительный блеск театрального зрелища, который явно вторил салютам победы. Частью выставки стали эскизы к костюмам мачехи и сестер, принца и шута, декорациям и бутафории.
Зрителю будет интересно увидеть пуанты знаменитых балерин Большого театра, исполнивших все главные партии в классическом репертуаре: Екатерины Максимовой, Светланы Захаровой, Нины Ананиашвили и легендарной Майи Плисецкой. Пуанты «расскажут» свои истории огромной работы над созданием сценических образов.
Проект знакомит со всем многообразием театрального мира сказки: на выставке будут представлены эскизы костюмов и декораций к мировым шедеврам оперы и балета, таким как «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева, «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Морозко» М.И. Красева, «Снежная королева» М.Р. Раухвергера из коллекций Государственного музея Большого театра России и Союза художников России.
Выставка будет работать музее-усадьбе «Остафьево» до 16 февраля 2020 года.
Нажимая на кнопку "Узнать первым" Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.