en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Лекция Марии Штейнман «Танец драконов: архетип и его трансформация»

6 декабря мы продолжаем цикл лекций исследовательницы Марии Штейнман в ГЦСИ на Зоологической в рамках образовательной программы «текст/ text» — в этот раз будем говорить об архетипе дракона в литературе и культуре. 

Образ дракона подразумевает множество трактовок. Он пронизывает не только западную, но и восточную культуру. Он проявляется в мифах, сказках, былинах, рыцарских романах. Без дракона невозможен жанр фэнтези — и об этом писал Дж.Р.Р. Толкин в своем эссе «О волшебных историях». Но есть и обратная сторона медали. Дракон занимает одно из ключевых мест в системе архетипов юнгианской психологии. Только с ее помощью можно найти ответ на вопрос, почему Дейенерис Таргариен обретает драконьи крылья.

Мы обязательно рассмотрим образ дракона в англо-саксонском эпосе «Беовульф» и его сходство и отличие от Смауга в «Хоббите» (недаром Толкин написал эссе «Чудовища и критики»). Конечно, вспомним о драконах в «Сильмариллионе». Мы проследим дальнейшее развитие этого образа в жанре фэнтези — и обязательно вспомним драконов в саге «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Мы увидим, как трансформируется этот образ в жанре аниме — и прежде всего, в творчестве Хаяо Миядзаки и его сына Горо Миядзаки (именно он создал аниме «Сказания Земноморья» по книге У. Ле Гуин). Наконец, мы попытаемся ответить на вопрос, почему Джоан Роулинг сознательно недооценивает драконов — и как это связано с основным конфликтом в «Гарри Поттере».

Лектор: Мария Штейнман — исследователь жанра фэнтези и современных социокультурных коммуникаций, профессор департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ. Автор статей и открытых лекций на ресурсе «Постнаука», а также образовательного видеоблога Creative Space на YouTube.

Образовательная программа «текст/ text» — это попытка переосмысления роли текста в современной культуре и трансформации нарратива как смысловой коммуникационной составляющей. Мультиформатность мероприятий проекта позволит раскрыть различные способы работы с текстом, а практическая составляющая проекта позволит участникам создать совместный мета-текст, который определит образ новых лингвистических структур.

Куратор программы «текст/ text»: Ольга Ремнёва — специалист по art&science, независимый куратор, со-куратор платформы TECHNE, заместитель начальника отдела художественных и междисциплинарных программ РОСИЗО-ГЦСИ (2017-2019). Координатор программы — Вера Ерощенкова.

6+

Вход свободный, по регистрации.


Календарь событий
2021 2016 2015 2016 2017 2018 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
ноябрь
июнь
апрель
сентябрь
ноябрь
август
ноябрь
октябрь
сентябрь
март
апрель
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
февраль
март
апрель
май
март
май
июнь
апрель
июнь
июль
июнь
август
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
январь
февраль
март
февраль
апрель
март
апрель
март
май
апрель
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
июль
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
октябрь
декабрь
октябрь
февраль
март
апрель