Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО


5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства



Объявлен список участников Основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства

В Основном проекте 5-й Уральской индустриальной биеннале примут участие более 70 художников и художественных коллективов из 23 стран. Сегодня объявлен базовый список художников, в который вошли 55 имен, в том числе всемирно известные Карлос Аморалес (Carlos Amorales), Кристина Лукас (Cristina Lucas), Павел Пепперштейн (Pavel Pepperstein), Адриан Пайпер (Adrian Piper), Диана Татер (Diana Thater) и Антон Видокль (Anton Vidokle). Полный список участников Основного проекта будет объявлен в августе. 5-я Уральская индустриальная биеннале пройдет с 12 сентября по 1 декабря 2019 в Екатеринбурге на двух площадках: Уральском оптико-механическом заводе и в кинотеатре «Колизей».



Софья Грачева, генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО»:

«РОСИЗО – единственная организация в сфере культуры, имеющая развитую филиальную сеть в регионах Российской Федерации, каждый из которых является полноценным центром современного искусства.  Для РОСИЗО сегодня работа с регионами – приоритетное направление. Мы уже много лет системно развиваем процесс децентрализации, в этом году важным шагом, в частности, стал перенос площадки премии «Инновация» в Нижний Новгород. Уральская индустриальная биеннале – пионер в этом процессе, этот проект внес важнейшую роль в развитие регионов. И последнее, что важно отметить – Уральская индустриальная биеннале – единственная в России, входящая в международную биеннальную ассоциацию».


Отвечая на всеобъемлющие рамки заявленной темы «Бессмертия», 5-я Уральская биеннале ищет возможности множественного будущего. Зондируя различные исторические события, проект исследует каталитические моменты, которые могут привести к прерыванию и отклонению процесса синхронизации глобальной временной оси. Это бросает вызов распространенному убеждению, что технологическое ускорение приведет человечество к концу истории. Выставка отвергает политику ускорения как единственного средства преодоления травмирующих обстоятельств в новейшей истории и разрешения текущих социальных и политических кризисов. Концепции бессмертия исходят из предчувствия Homo Deus (человека божественного) и метаморфоз в различных философских и эстетических размышлениях. Как мы можем победить не смерть, а бессмертие?

Следуя этим размышления, 5-я Уральская биеннале представит более 10 новых художественных работ от таких художников, как Заруи Абдалян и Джозефа Розенцвейга (Zarouhie Abdalian & Joseph Rosenzweig), Агентства сингулярных исследований, Евгения Антуфьева, Владислава Ефимова, Ксении Маркеловой, Габриела Лестера (Gabriel Lester), Циньминь Лю (Qinmin Liu), Лю Цинюань (Liu Qingyuan), Кристиана Ньямпеты (Christian Nyampeta), арт-группы Recycle, Анастасии Цайдер, Янь Сина (Yan Xing) и других.

Куратор 5-й Уральской индустриальной биеннале – Шаоюй Вэн (Xiaoyu Weng), куратор в Музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк) – проделала большую исследовательскую работу для знакомства с местной арт-сценой, и впервые около трети участников Основного проекта будут из России. Участниками станут хорошо известные российскому зрителю художники – Александр Шишкин-Хокусай, Иван Петрокович и Устина Яковлева.


Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале, директор по региональному развитию ГМВЦ «РОСИЗО»:

«Магия цифр важна для этой биеннале. Когда делаешь пятый проект, это значит, что за плечами 10 лет биеннального движения. За это время мы сформулировали 4 главных задачи: работа c индустриальной спецификой, создание уникальных возможностей для создания новых произведений искусства, открытие новых имен и изучение актуальных тем для глобальной повестки искусства. К работе над проектом присоединяются лучшие профессионалы со всего мира, и мы рады, что в этом году с нами сотрудничает Шаоюй Вэн, куратор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Тема «Бессмертие», которая станет главной для биеннале, изучает изменения, происходящие сегодня во всем мире, и встраивается в логику предыдущих биеннале, посвященных мобилизации и новой грамотности».


Шаоюй Вэн, куратор Основного проекта биеннале:

«Вдохновленная предложением философа Юка Хуэя вновь открыть космотехнику разных культур, выставка ставит под сомнение однородное технологическое будущее. Когда призраки древней или новейшей истории всплывают вместе с появлением новых технологий, мы можем начать задавать вопрос о том, форсируют ли новые технические силы конфронтацию с глубоко укоренившимися противоречиями, создавая так называемую эффективную и автоматическую систему в обмен на традиционные ценности и формы жизни. Многие из художников живут и работают вне мест, которые являются их культурными корнями. Такая комплексность очень важна для выявления различных космологий, многослойных перспектив исторического мышления и практического применения технологий, а также их связи с будущим человечества. В августе этого года будет объявлено название выставки вместе с полным списком художников и более подробной информацией о темах».


Вэн приглашает задуматься над следующими вопросами: «Что поставлено на карту в будущем, в котором привычным делом станет гибрид человек-машина, искусственный интеллект, совершенный эмоциональный контроль, трансплантация памяти, умный город и космическая иммиграция? Но что происходит, когда в прошлом остались незавершенные дела? Как мы можем отказаться от линейного пути, привязанного к образу технического прогресса?» Одной из площадок Основного проекта станет Уральский оптико-механический завод. Он входит в состав Холдинга «Швабе» Государственной корпорации «Ростех» и является одним из крупнейших предприятий оптической отрасли России. Действующий завод переживает этап модернизации, в связи с чем часть площадей будет свободна и сможет принять выставочный проект и огромное количество зрителей. «Ростех» выступил стратегическим партнером биеннале, впервые за всю историю проекта, предоставив возможность проведения художественного проекта на действующем закрытом предприятии. Второй площадкой Основного проекта 5-й Уральской биеннале станет «Колизей» – старейший кинотеатр Екатеринбурга, размещенный на пересечении оживленных магистральных улиц, был построен в 1845 году. На время биеннале пространство кинозала и холл превратятся в открытые классы – подобно европейским общественным центрам. Первый этаж займет зона публичная программа, на втором этаже разместится Основной проект.


Екатерина Баранова, директор по коммуникациям Госкорпорации Ростех:

«Ростех выступает стратегическим партнером Биеннале уже второй раз. Но впервые выставка пройдет на нашей площадке, и она выбрана не случайно. У холдинга «Швабе» есть своя философия, которая также несет в себе идею зарождения, развития, трансформации человеческой жизни, изменения ее качества. Образ завода, который прошел войну, где десятилетиями менялись поколения тружеников и сложились целые трудовые династии, прекрасно отражает основную тему биеннале – бессмертие. Мы уверены, что современная промышленность несет в себе огромную долю творчества. Биеннале, которое пройдет в 2019 году на предприятии корпорации, дает возможность по-новому увидеть нашу промышленность, почувствовать уникальную индустриальную эстетику, увидеть красоту производственных цехов и создаваемой нами продукции».


Билеты на Основной проект 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства можно будет приобрести на площадках проведения и на официальном сайте проекта. Для прохода на территорию Уральского оптико-механического завода посетители будут обязаны предъявить паспорт. Для иностранных граждан потребуется онлайн регистрация за 5 рабочих дней до посещения биеннале. Запуск сайта с формами регистрации и онлайн-продажей билетов планируется в конце июня.

Программа арт-резиденций – стратегического проекта Уральской биеннале – также будет посвящена теме «Бессмертия». К переосмыслению постоянного присутствия «следов» индустриальности на Урале с активным погружением в локальный контекст приглашены 12 художников из 8 стран. Они будут работать на 10 предприятиях в 11 городах Свердловской, Челябинской, Тюменской и Оренбургской областей и Пермского края. 

Программа арт-резиденций проходит при поддержке Министерства культуры Свердловской области и партнеров: Фонда Усманова и Платформы «Окно», компании «Сибур» и компании «Магнезит». Одна из резидентов – норвежская художница Сесилия Йонссон – сконцентрируется на добыче полезных ископаемых в Уральском регионе, в которых она видит основу человеческого существования. Вёркер Коллéктив (Werker Collective) на базе Уральского оптико-механического завода продолжат свой долгосрочный фотопроект про труд, в основу которого легла методология «Рабочего фотографического движения», созданного фотографами-любителями в Германии в 1920-е годы.

Новую иммерсивную мультимедийную инсталляцию в нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» создаст британка Ханна Перри, работы которой зачастую отражают тревоги цифрового века. Среди резидентов есть и художники, которые родились на Урале и хорошо знакомы с его спецификой, например, – Анна Титова, Красил Макар и Анна Марченкова.

Интеллектуальная платформа является важной частью с 2010 года. Она состоит из конференций, ридинг групп, открытых семинаров и представляет собой гостеприимную среду, в которой прославляются дискурсивные подходы распространения знаний. В этому году Интеллектуальная платформа стартовала 25 апреля с artist talk’a с участницей программы арт-резиденций Найме Перрет (Naime Perrette). В дальнейшем важной частью встречи с художниками станут ридинг сессии, посвященные текстам, которые лягут в основу будущих художественных работ в рамках арт-резиденции. Ридинг сессии начнутся 16 мая и будут проходить в Уральском филиале РОСИЗО-ГЦСИ.

Главным событием Интеллектуальной программы станет Симпозиум, который пройдет в Екатеринбурге с 11 по 14 сентября. Он поможет раскрыть значение работ, представленных на биеннале. Проведение Симпозиума представит возможность  контекстуализировать произведения искусства, применяя к ним разные теоретические и эстетические рамки, а также предложить новые интерпретации. В богато украшенном зале «Колизея» искусствоведы, социологи, ученые-биотехнологи, кураторы и художники из разных уголков мира будут участвовать в дебатах и дискутировать на предложенные темы.

Философ Юк Хуэй (Гонконг / Берлин), чья концепция «космотехник» помогла сформировать нарратив Основного проекта, прольет свет на пределы ивозможности этой теории, рассматриваемой в контексте философии и истории техники. Благодаря выступлению Юка Хуэйя зрители смогут представить себе альтернативные технологические решения, которые существуют за пределами популярной культуры. Лекций профессор антропологии из легендарной Новой школы социальных исследований Абу Фармана будет посвящена современникам, которые пытаются достичь бессмертия с помощью крионики, биогеронтологии и искусственного интеллекта.

На Симпозиуме также выступят российские исследователи. Антроплог Сергей Мохов, автор книги «Рождение и смерть похоронной индустрии», расскажет о светском взгляде на бессмертие и о том, как он трансформируются из поколения в поколение. Философ и социолог Григорий Юдин выступит с докладом о современной биоэтике – дисциплине, в значительной степени ответственной за будущее медицины и технологий, которая определит долговечность человеческой жизни.

Стратегическим партнером Интеллектуальной платформы является Уральский федеральный университет.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства – один из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства, который организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года. Раз в два года биеннале разворачивается в невыставочных пространствах Екатеринбурга и городах Свердловской области. Биеннале исследует индустриальность как наследие и актуальную практику Уральского региона. Используя современное искусство, биеннале интегрирует регион в мировой художественный контекст. Кураторы, художники, социологи и культурологи со всего мира рассказывают Урал по-новому. За годы работы в биеннале приняли участие более: 300 художников из 70 стран, 100 культурных учреждений и выставочных пространств, 60 исследователей современной культуры и истории, площадками стали – 14 заводов города и области.


Учредители: 

Министерство культуры Российской Федерации,

Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО,

Соучредители: Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга


Организатор: Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО


При поддержке: Управление культуры города Екатеринбурга, Министерство культуры Свердловской области


Соорганизатор: Центр поддержки и развития современного искусства ZA ART


Даты проведения 5-й Уральской индустриальной биеннале:

с 12 сентября по 1 декабря 2019

Даты превью: 10 и 11 сентября 2019

Подробная информация на официальном сайте: https://uralbiennale.ru/.


Контакты для СМИ:

Татьяна Немировская

PR-директор

+7 (926) 582-42-04

tnemirovskaya@marka.moscow


Кристина Вронская

PR-менеджер (Москва)

+7 (916) 326-91-18

tvronskaya@marka.moscow




 




Календарь событий
2015 2016 2017 2018 2019
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
март
апрель
июнь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь