Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО


Философский Курс Государственного Центра Современного Искусства в составе РОСИЗО в сотрудничестве с Центром Новой Философии.

«Основания этики в мире без основ».

У этики плохо получалось быть философией. Начиная с Аристотеля, её делали «сводом законов» или «моральным кодексом поведения», что помогало регулировать повседневность, но мешало существованию самостоятельной мысли. Долг, право, благо, добродетель, эффективность и иные категории на рынке моральных устоев подменяют рассуждение о возможностях тела и его отношениях с окружающими объектами. Становясь коллективной, обоснованной и узаконенной, этика утрачивает свою индивидуальность и честность описания. Апрельский философский курс предлагает обсудить философию Бенедикта Спинозы, как редкий пример аполитичной необоснованной мысли, рассуждения самого по себе. Его современники – Рене Декарт и Вильгельм Лейбниц выстраивают онтологию вокруг некоторых позиций или вопросов, в то время как сам Спиноза избегает этого, полагаясь только на индивидуальный опыт, не делая допущения о чем-то внешнем. 
За четыре встречи философы – эксперты  вместе с участниками курса анализируют тексты и философию Бенедикта Спинозы, основанную на принятии мира без внешнего основания. 

Работа философского курса построена на первоисточниках и современных философских  текстах, испытавших влияние. Эксперты обсуждают, возможна ли этика без какой-то внешней поддержки: будь то мораль, политика, вера или иная легитимация. Этика, как философия вне каких-то категорий внешнего принуждения или сосуществования с миром. Также ведущие курса рассуждают о дуализме рационального и безумного: насколько это разделение реально в работах самого Декарта и имеет ли оно какое-то обоснование большее, чем спекулятивные предположения возможности определенного мира. В качестве повестки важна и проблема противоречия и совозможности с миром, исходящая из дискурса Лейбница и его перспективизма, который впоследствии столкнется с работами Мейясу, пытающимися использовать лишь часть полноценной системы.

16+


Преподаватели курса:

Полина Ханова – тьютор философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Александр Вилейкис – куратор Центра новой философии, сотрудник института социально-гуманитарных наук ТюмГУ


Программа:

Этика как первая философия - 14.04.19

Почему этика такая особенная? Её пересечения с моралью, долгом и законодательством. Почему тексты Спинозы были так радикально восприняты в его время и практически незаметны сегодня? Геометрический метод и теория аффектов. Этическое существование и необоснованность мира как границы императивного законодательства. Что общего между линзами, оптикой и субстанцией?

Регистрация


Субстанция и узнавание - 16.04.19

Теория света Спинозы - её отличия от римской и греческой. Театр теней и способность независимого существования перспективы. Почему для чтения Спинозы так важна оптика? Спиноза и Бергсон ошибочная близость в работе темпоральности. Политическая теория трактата и её развитие в этику. Различие аффекта, аффекции и эффекта. 

Регистрация


Отягощенный безумием и двуличная рациональность - 23.04.19

Столкновение Спинозы и Декарта. Рациональность и законодательство в сравнении с этической попыткой “беззаконного” существования. Разделение мира на “безумный” и “рациональный” - как возможное основание миропорядка. 

Регистрация


Совозможные миры и проклятые - 30.04.19


Спиноза и Лейбниц. проклятые Лейбница и негативные аффекции Спинозы. Различие перспективизма Лейбница и этического существования Спинозы. Проблема совозможных миров и достаточного основания в её соотнесении с этикой. Аффекции Спинозы и образы Лейбница. Темпоральности этики и монадологии.
Регистрация


 


Календарь событий
2015 2016 2017 2018 2019
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
март
апрель
июнь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль