«Основания этики в мире без основ».
У этики плохо получалось быть философией. Начиная с Аристотеля, её делали «сводом законов» или «моральным кодексом поведения», что помогало регулировать повседневность, но мешало существованию самостоятельной мысли. Долг, право, благо, добродетель, эффективность и иные категории на рынке моральных устоев подменяют рассуждение о возможностях тела и его отношениях с окружающими объектами. Становясь коллективной, обоснованной и узаконенной, этика утрачивает свою индивидуальность и честность описания. Апрельский философский курс предлагает обсудить философию Бенедикта Спинозы, как редкий пример аполитичной необоснованной мысли, рассуждения самого по себе. Его современники – Рене Декарт и Вильгельм Лейбниц выстраивают онтологию вокруг некоторых позиций или вопросов, в то время как сам Спиноза избегает этого, полагаясь только на индивидуальный опыт, не делая допущения о чем-то внешнем.
За четыре встречи философы – эксперты вместе с участниками курса анализируют тексты и философию Бенедикта Спинозы, основанную на принятии мира без внешнего основания.
Работа философского курса построена на первоисточниках и современных философских текстах, испытавших влияние. Эксперты обсуждают, возможна ли этика без какой-то внешней поддержки: будь то мораль, политика, вера или иная легитимация. Этика, как философия вне каких-то категорий внешнего принуждения или сосуществования с миром. Также ведущие курса рассуждают о дуализме рационального и безумного: насколько это разделение реально в работах самого Декарта и имеет ли оно какое-то обоснование большее, чем спекулятивные предположения возможности определенного мира. В качестве повестки важна и проблема противоречия и совозможности с миром, исходящая из дискурса Лейбница и его перспективизма, который впоследствии столкнется с работами Мейясу, пытающимися использовать лишь часть полноценной системы.
16+
Преподаватели курса:
Полина Ханова – тьютор философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Александр Вилейкис – куратор Центра новой философии, сотрудник института социально-гуманитарных наук ТюмГУ
Программа:
Этика как первая философия - 14.04.19
Почему этика такая особенная? Её пересечения с моралью, долгом и законодательством. Почему тексты Спинозы были так радикально восприняты в его время и практически незаметны сегодня? Геометрический метод и теория аффектов. Этическое существование и необоснованность мира как границы императивного законодательства. Что общего между линзами, оптикой и субстанцией?
Субстанция и узнавание - 16.04.19
Теория света Спинозы - её отличия от римской и греческой. Театр теней и способность независимого существования перспективы. Почему для чтения Спинозы так важна оптика? Спиноза и Бергсон ошибочная близость в работе темпоральности. Политическая теория трактата и её развитие в этику. Различие аффекта, аффекции и эффекта.
Отягощенный безумием и двуличная рациональность - 23.04.19
Столкновение Спинозы и Декарта. Рациональность и законодательство в сравнении с этической попыткой “беззаконного” существования. Разделение мира на “безумный” и “рациональный” - как возможное основание миропорядка.
Совозможные миры и проклятые - 30.04.19
Спиноза и Лейбниц. проклятые Лейбница и негативные аффекции Спинозы. Различие перспективизма Лейбница и этического существования Спинозы. Проблема совозможных миров и достаточного основания в её соотнесении с этикой. Аффекции Спинозы и образы Лейбница. Темпоральности этики и монадологии.
Регистрация
Нажимая на кнопку "Узнать первым" Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.