Даты проведения: 20 июля - 6 сентября
Место проведения: Ульяновский областной художественный музей
В «Ульяновском областном художественном музее» открылась выставка «Художники реалисты — современники А.А.Пластова»: в этом году музей отмечает 125 лет со дня рождения мастера соцреализма, народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова. Его работы, отражающие жизнь русской деревни, испытания советского народа в годы Великой отечественное войны («Фашист пролетел», 1942), и послевоенный трудовой подъем, вписаны в историю страны и известны каждому. Выставка позволяет проследить, как заложенные им художественные приемы и традиции нашли отражение в работах соотечественников и последователей и логически завершает культурную программу ежегодной ассамблеи художников «Пластовская осень», направленной на изучение и популяризацию творчества советского живописца.
В середине 1960-х соцреализм исчерпал себя как последний большой стиль эпохи, реалистическое искусство освободилось от рамок и стало развиваться в нескольких направлениях — выставка показывает основные линии его развития на примерах творчества наиболее ярких художников из собрания РОСИЗО, Российской академии художеств, Института российского реалистического искусства и Союза художников — народных художников СССР Алексея и Сергея Ткачевых, Юрия Кугача, Гелия Коржева, Андрея Васнецова, Петра Оссовского, Андрея Мыльникова, Геннадия Мызникова, Ефрема Зверькова, Валентина Сидорова и других. Именно творчество представленных авторов предопределило основные тенденции дальнейшего развития российского изобразительного искусства и неразрывно связано с лучшими традициями русской реалистической школы живописи.
Радел социалистический реализм представляет произведения живописцев, которые продолжали работать в этом направлении даже после его заката и добились значительных успехов — Братьев Ткачевых и Юрия Кугача, живописующих русскую деревню и воплощающих в своих работах национальный характер. Братья Ткачевы, наставником которых был Пластов, работали вместе с начала 1950-х годов, героями их картин становились соседи и обычные жители деревни, колхозники и простые работяги.
Суровый стиль, который часто рассматривают как продолжение соцреализма и попытку адаптировать его к меняющимся условиям жизни представлен работами его основоположников Виктора Васнецова, Гелия Коржева, Петра Оссовского и Николая Андронова из коллекции РОСИЗО. Зритель может наблюдать, что художники, работавшие в «суровом стиле», уделяли большое внимание не только сюжету, но и формальной стороне картины, композиции, форме и цвету: для них было важно не только передать историю, но и создать произведение искусства. Их работы отличает стремление изобразить жизнь без прикрас и фальшивого блеска, донести свою мысль о связи поколений и преемственности духовных качеств народа. Образцы «сурового стиля» появляются в конце 1950-х, когда творчество представленных авторов достигает художественной зрелости. Именно работа этих художников открыла широкие жанровые и стилистические возможности последующим поколениям.
Следующий раздел представляет творчество художников-шестидесятников А.А.Мыльникова, Г.С.Мызникова и В.М.Сидорова, которые, отталкиваясь от созданных мастерами сурового стиля канонов, развивали индивидуальную творческую манеру. Начало их деятельности относится к 1960-м годам. Их творчество отличается большим лиризмом, вниманием к индивидуальности и внутреннему миру человека. В своих формальных поисках они обращаются к традициям русского и зарубежного искусства.
Один из ключевых представителей русской реалистической школы второй половины XX века, Андрей Мыльников, продолжает гуманистическую и лирическую традицию русской и европейского живописи XIX—XX веков, на основе которой вырабатывает свой уникальный художественный стиль. Художником со своей темой, особым взглядом на мир, со своей стилистикой, оформившейся в 1960-х годах, выступает и Геннадий Мызников. Его творчество приоткрывает дверь в новый художественный мир, в котором традиционность жизненного уклада сочетается с наложившейся на него современностью, яркими цветами и несколько упрощенными пластическими решениями.
Завершает выставку раздел новый реализм, который представляет художников-реалистов, работавших в период так называемого застоя, представителя метафизического реализма Т.Г.Назаренко и неоакадемизма Е.Б. Романова.
Нажимая на кнопку "Узнать первым" Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.