en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Выставка «Художники-реалисты. Живопись 1960-2000-х гг.»

Даты проведения: 20 июля - 6 сентября
Место проведения: Ульяновский областной художественный музей


В «Ульяновском областном художественном музее» открылась выставка «Художники реалисты — современники А.А.Пластова»: в этом году музей отмечает 125 лет со дня рождения мастера соцреализма, народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова. Его работы, отражающие жизнь русской деревни, испытания советского народа в годы Великой отечественное войны («Фашист пролетел», 1942), и послевоенный трудовой подъем, вписаны в историю страны и известны каждому. Выставка позволяет проследить, как заложенные им художественные приемы и традиции нашли отражение в работах соотечественников и последователей и логически завершает культурную программу ежегодной ассамблеи художников «Пластовская осень», направленной на изучение и популяризацию творчества советского живописца. 

В середине 1960-х соцреализм исчерпал себя как последний большой стиль эпохи, реалистическое искусство освободилось от рамок и стало развиваться в нескольких направлениях — выставка показывает основные линии его развития на примерах творчества наиболее ярких художников из собрания РОСИЗО, Российской академии художеств, Института российского реалистического искусства и Союза художников — народных художников СССР Алексея и Сергея Ткачевых, Юрия Кугача, Гелия Коржева, Андрея Васнецова, Петра Оссовского, Андрея Мыльникова, Геннадия Мызникова, Ефрема Зверькова, Валентина Сидорова и других. Именно творчество представленных авторов предопределило основные тенденции дальнейшего развития российского изобразительного искусства и неразрывно связано с лучшими традициями русской реалистической школы живописи.
Радел социалистический реализм представляет произведения живописцев, которые продолжали работать в этом направлении даже после его заката и добились значительных успехов — Братьев Ткачевых и Юрия Кугача, живописующих русскую деревню и воплощающих в своих работах национальный характер. Братья Ткачевы, наставником которых был Пластов, работали вместе с начала 1950-х годов, героями их картин становились соседи и обычные жители деревни, колхозники и простые работяги.


Суровый стиль, который часто рассматривают как продолжение соцреализма и попытку адаптировать его к меняющимся условиям жизни представлен работами его основоположников Виктора Васнецова, Гелия Коржева, Петра Оссовского и Николая Андронова из коллекции РОСИЗО. Зритель может наблюдать, что художники, работавшие в «суровом стиле», уделяли большое внимание не только сюжету, но и формальной стороне картины, композиции, форме и цвету: для них было важно не только передать историю, но и создать произведение искусства. Их работы отличает стремление изобразить жизнь без прикрас и фальшивого блеска, донести свою мысль о связи поколений и преемственности духовных качеств народа. Образцы «сурового стиля» появляются в конце 1950-х, когда творчество представленных авторов достигает художественной зрелости. Именно работа этих художников открыла широкие жанровые и стилистические возможности последующим поколениям.
Следующий раздел представляет творчество художников-шестидесятников А.А.Мыльникова, Г.С.Мызникова и В.М.Сидорова, которые, отталкиваясь от созданных мастерами сурового стиля канонов, развивали индивидуальную творческую манеру. Начало их деятельности относится к 1960-м годам. Их творчество отличается большим лиризмом, вниманием к индивидуальности и внутреннему миру человека. В своих формальных поисках они обращаются к традициям русского и зарубежного искусства.
Один из ключевых представителей русской реалистической школы второй половины XX века, Андрей Мыльников, продолжает гуманистическую и лирическую традицию русской и европейского живописи XIX—XX веков, на основе которой вырабатывает свой уникальный художественный стиль. Художником со своей темой, особым взглядом на мир, со своей стилистикой, оформившейся в 1960-х годах, выступает и Геннадий Мызников. Его творчество приоткрывает дверь в новый художественный мир, в котором традиционность жизненного уклада сочетается с наложившейся на него современностью, яркими цветами и несколько упрощенными пластическими решениями.

Завершает выставку раздел новый реализм, который представляет художников-реалистов, работавших в период так называемого застоя, представителя метафизического реализма Т.Г.Назаренко и неоакадемизма Е.Б. Романова.


Календарь событий
2021 2016 2015 2016 2017 2018 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
ноябрь
июнь
апрель
сентябрь
ноябрь
август
ноябрь
октябрь
сентябрь
март
апрель
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
февраль
март
апрель
май
март
май
июнь
апрель
июнь
июль
июнь
август
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
январь
февраль
март
февраль
апрель
март
апрель
март
май
апрель
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
июль
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
октябрь
декабрь
октябрь
февраль
март
апрель